_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Студентам


Студентам > Рефераты > Организация радиовещания

Организация радиовещания

Страница: 8/11

частоты модулирующего сигнала достигает наибольшего значения.

Степень ухудшения качества КВ вещания можно оценить по частоте

появления больших значений коэффициента нелинейных искажений (второй гармоники модулирующего сигнала) в единицу времени. Частота появления второй гармоники понижается с уменьшением коэффициента модуляции.

Частотные искажения в КВ радиоканале, появляющиеся вследствие частотно-избирательных замираний, могут достигать больших значений. Из-за непостоянства характеристик тракта распространения его частотные характеристики также непостоянны. Если сравнить статистические усреднённые за равные промежутки времени частотные характеристики, то можно обнаружить общие закономерности.

Спад частотной характеристики сквозного радиоканала в ВЧ области звуковых частот приводит к ухудшению разборчивости речи и ухудшению натуральности звучания. Для повышения качества вещания на передающей стороне модулирующий сигнал подвергается предварительным предыскажениям. Предыскажения обеспечивают спад коэффициента передачи на низких частотах и увеличение коэффициента в ВЧ области. Такая характеристика в известной степени компенсирует те искажения, которые вносит КВ тракт распространения.

Обычно корректируют усреднённую частотную характеристику тракта распространения радиоволн. Особенностью такой коррекции является то, что оптимальное качество радиовещания обеспечивается лишь для какого-то небольшого отрезка времени, в течение которого частотная характеристика тракта соответствует характеристике схемы предыискажений. В отдельные моменты времени, несмотря на вводимые предыскажения, линейные искажения в сквозном радиоканале имеют большие значения.

Оценивая качество КВ радиовещания, следует отметить, что частотно-избирательные замирания при приёме вызывают одновременно появление линейных и нелинейных искажений случайных по величине и взаимной корреляции. Хотя влияние такого рода искажений на качество передачи исследовано недостаточно и не существует норм на такие искажения, замечено, что недетерминированные нелинейные искажения более ухудшают качество передачи, чем частотные.

Как показано выше, при двухполюсной амплитудной модуляции и линейном детектировании вследствие частотно-избирательных искажений радиосигнала нелинейные искажения принципиально неустранимы. Нелинейные искажения при приёме КВ радиосигнала можно существенно уменьшить, используя однополосную модуляцию. При передаче, например, одной из боковых полос и частично подавленного несущего колебания частотно-избирательные искажения приведут к появлению только частотных искажений. При организации профессиональной КВ радиосвязи в настоящее время применяют профессиональные однополосные передатчики и приёмники. Помимо резкого уменьшения нелинейных искажений, использование однополосной модуляции позволяет вдвое сократить полосу частот радиоканала и, не меняя мощности передатчика, в несколько раз увеличить мощность излучения полезного сигнала. Трудности применения ОМ в радиовещании связаны с необходимостью изменения схемы ВЧ тракта и детектора радиоприёмника.

8. СТЕРЕОФОНИЯ.

Благодаря бинауральному эффекту, человек способен определять направление на источник звука. Слуховое восприятие различного рода звучаний неразрывно связано с бинауральным эффектом. Психофизические особенности слуха позволяют выделять из общего звучания ансамбля отдельные источники звука (музыкальные инструменты или голоса исполнителей), сосредоточивать внимание в определенном направлении, отстраиваясь от звуков, приходящих с направлений, не интересующих слушателя. Следует также отметить способность слушателя подсознательно отделять отраженный звук от прямого.

Слушатель, сидящий в концертном зале, воспринимает звуки, приходящие с различных направлений. Звучание каждого инструмента «прозрачно», его легко выделить из общей звуковой картины. Большое значение для звучания имеет акустика зала. Все перечисленные особенности слушания натуральных звучаний (в концертном зале, оперном театре и т.п.) делают эти слушания эталоном для сравнения воспроизводимого

звука при звукопередаче.

При монофонической передаче звука (или монофонической звукозаписи)

звуковые колебания, преобразованные в первичном звуковом поле несколькими

микрофонами, смешиваются и на приемной стороне излучаются одним громкоговорителем. В результате этого все особенности слухового восприятия, вызванные бинауральным эффектом в первичном поле, теряются во вторичном. Звучание слышится практически из небольшого пространства, ограниченного размерами громкоговорящего устройства.

Звучания прямых и отраженных звуков приходят к слушателю наложенными

друг на друга.

Включение нескольких громкоговорителей, разнесенных друг от друга

на некоторое расстояние, или подключение их через устройства задержки

времени (так, называемые системы псевдостереофонии) существенного улучшения монофонической звукопередачи не приносят.

Идеальную стереофоническую звукопередачу практически осуществить невозможно, поэтому применяют системы звукопередачи с ограниченным числом каналов. Уменьшение количества применяемых каналов приводит к появлению некоторых ошибок при звуковоспроизведении. Однако, как показали многократные исследования, для получения достаточно хорошего стереофонического эффекта при

звуковоспроизведении не обязательно иметь большое количество каналов. Если использовать всего два канала, то качество звучания резко улучшается по сравнению с монофонической (одноканальной) системой звукопередачи.

Если принять коэффициент стереофоничности при монофонической передаче равным 0, а при большом числе каналов равным 1, то при двухканальном воспроизведении звука он находится в пределах 0,6—0,7. Поэтому двухканальная система стереофонии получила широкое развитие как бытовая система и в СССР, и за

рубежом. В последнее время все более широкое признание получает бытовая система стереофонии с четырьмя каналами (квадрафония). Рассмотрим существующие системы двухканальной стереофонической звукопередачи (звукозаписи).

Система АВ. При этом способе звукопередачи используют два микрофона, идентичных по своим техническим характеристикам, которые расположены на некотором расстоянии друг от друга (рис. 72, а, 73, а). Оба микрофона воспринимают один и тот же звук с некоторой разницей во времени прихода и различной силой звука. Этими двумя факторами определяется возможность локализации источников звука в горизонтальной плоскости при воспроизведении. При перемещении источника звука в студии

например, слева направо, меняется время прихода и сила звука, приходя

щего к А и В микрофонам, и, следовательно, меняется громкость звучания громкоговорителей и , причем громкость звучания громкоговорителя уменьшается, а громкоговорителя увеличивается. В результате этого слушатель ощутит перемещение кажущегося (виртуального) источника звука. Источник звука, находящийся на линии, проходящей посредине между микрофонами, будет с одинаковой громкостью воспроизведен обоими