Студентам > Рефераты > Использование компьютерных технологий в деятельности ОВД
Использование компьютерных технологий в деятельности ОВДСтраница: 1/5
Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации
оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами
внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной
поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании,
раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением
необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система
информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в
настоящее время значительный объем информации. В состав системы входят около 6
тысяч горрайорганов, 109 информационных центров министерств и управлений, 60
информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также
большое число предприятий и учреждений.
Расширился и круг потребителей, заинтересованных в получении
информации, имеющейся в подразделениях ОВД. Если несколько лет назад ею пользовались,
в основном, оперативно - следственные работники МВД, службы безопасности,
прокуратуры, то в настоящее время ею пользуются сотрудники налоговой и таможенной
служб, финансовых и коммерческих структур, представители администраций
республик, краев, областей.
Работы по автоматизации информационного обеспечения органов внутренних
дел ведутся с начала 70-х годов. Вначале информационные центры оснащались ЭВМ
типа Минск-22, Минск-32, затем ЭВМ типа ЕС и СМ, которые использовались главным
образом для обработки статистических данных. Слабость технической базы и
отсутствие развитых программных средств не позволяли реализовать концепцию
единой базы данных как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Сейчас большинство регионов России приступило к созданию региональных
информационных систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер.
Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования
данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры и
выбора технических средств. Такой подход может сделать невозможным в дальнейшем
реализацию единого информационного пространства. Очевидна необходимость единой,
от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ[1], стройной системы
информационного обслуживания массового пользователя.
До сих пор компьютеризация ОВД сводилась к поставке только персональных
компьютеров и создания на их базе простейших автономных систем, дорогостоящих
автоматизированных пишущих машинок и «записных книжек». С помощью одних только
персональных ЭВМ не решить проблем информатизации, прежде всего необходимы
крупные хранилища колоссальных картотек - интегрированные банки данных, вся
информация, по всем категориям учета систематизируется, хранится и
поддерживается в актуальном состоянии в одном месте, с обеспечением
межрегионального обмена, а также прямого доступа к ней практических работников
с мест в пределах своей компетенции. Эти функции обеспечивают мощные базовые
ЭВМ и специализированные сетевые компьютерные средства.
К сожалению, из 200 ЭВМ серий ЕС и СМ, еще эксплуатируемых в настоящее
время в информационных центрах МВД, УВД, более половины не годятся для создания
ИВС по своим техническим параметрам, многие ЭВМ не имеют запасных частей и
сейчас наступает момент, когда их надо срочно заменять. Учитывая эти
обстоятельства, ЩИ подготовил план технического переоснащения информационных
центров, рассчитывая на развитие контракта с фирмой «Сименс-Никсдорф» и
получение суперсовременных ЭВМ типа КМ-600 в качестве центральных машин для ИВС[2] зонального и регионального
уровня.[3]
Высокая производительность и надежность этих вычисли тельных комплексов
позволяет включить их в качестве опорных в единую сеть МВД России с выходом на
компьютерные сети смежных ведомств в системе правоохранительных органов
Российской Федерации, а также в страны СНГ.
В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме с
помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно - розыскного и справочного назначения
с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а также задачи
учетно-статистического, управленческого и производственно-экономического
назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн.
документов.
Планируется объединение на логическом уровне региональных банков данных
нескольких МВД, УВД близлежащих областей, находящихся в зоне экономического
района. Такие зональные центры (в пределах 10 на территорий Российской
Федерации) будут обеспечивать требуемый уровень интеграции информационных
ресурсов и способствовать реальному формированию единого информационного
пространства подразделений ОВД.
Нормативной базой для проведения крупномасштабных работ по компьютеризации
ОВД является «Концепция развития системы информационного обеспечения ОВД в
борьбе с преступностью», утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г., на
основе которой разработаны основные принципы создания ИВС, предложены типовые
архитектурные и программно-технические решения, разрабатываются комплексы
прикладных программных средств.
В целом концепция и техническое задание на создание ИВС ориентированы на
несколько уровней сбора, обработки и накопления информации. На уровне горрайлинорганов
рабочими местами являются персональные компьютеры IВМ
РС/386, объединенные, если это необходимо, в локальную вычислительную сеть.
На более высоком уровне основой системы являются такие компьютеры, как IВМ-486, PENTIUM, МSХ-3ОО,
МХ-500 фирмы «Сименс-Никсдорф» с большими объемами жестких дисков и оперативной
памяти и высокой скоростью обработки данных; эти компьютеры работают под
управлением многопользовательской операционной системы «UNIX»
и используют систему управления базами данных «ОRACLE».
Основным достоинством ОС[4]
«UNIХ» является возможность системными средствами
решать проблему одновременной работы многих пользователей с разграничением их
доступа к системным ресурсам и данным, независимо от способа подключения этих
пользователей.
Все это послужит основой формирования региональных информационных сетей
ОВД, объединяемых затем в единую информационно-вычислительную сеть МВД
Российской Федерации, которая в техническом плане представляет собой совокупность
связанных каналами и линиями связи информационно-вычислительных центров
(районов, крупных городов, республик, краев и областей, экономических зон
России в целом) с подключенными к ним терминалами в горрайлинорганах и службах
МВД, УВД. [5]
Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив оперативно-розыскной
и справочной информации, необходимой работникам правоохранительных органов для
проведения оперативно-следственных и розыскных мероприятий, а также для решения
других служебных задач. Только в автоматизированных базах данных, а также
ручных картотеках ГНИ и ИЦ МВД, УВД сосредоточено более 76 млн. объектов. В
состав системы входят около 3 тысяч горрайорганов, 89 информационных центров
министерств и управлений, 20 информационных подразделений управлений внутренних
дел на транспорте, а также большое число предприятий и учреждений. Развитие
электронных средств сбора, обработки и передачи информации обусловило активное
внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности общества и
в том числе и в правоохранительную. Ещё 5-6 лет назад маломощные персональные
компьютеры применялись в ОВД для выполнения, в основном, управленческих работ и
лишь за редким исключением могли быть использованы в качестве
автоматизированных рабочих мест по профилю оперативно-розыскной деятельности, а
тем более в информационных сетях. Но уже сегодня в системе ОВД России
эксплуатируется более 60 тысяч персональных компьютеров, из них около 45 тысяч
в качестве АРМ оперативного работника или следователя, в дежурных частях и в
качестве терминалов в локальных сетях.[6]
Основным направлением использования компьютерной техники в расследовании
и предотвращении преступлений являются:
ð Создание
и ведение криминальных учетов;
ð Создание
и ведение дактилоскопических учетов;
ð Составление
субъективных портретов.
Криминальные учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания
раскрытия и расследования, а также предупреждения преступлений. Эти учеты в
настоящее время ведутся на межгосударственном, федеральном, региональном,
республиканском, краевом и областном уровнях. Также существуют локальные учеты,
существующие в пределах определенного органа внутренних дел. Особую роль в
раскрытии и расследовании преступлений играют централизованные и региональные
учеты, ведущиеся в органах внутренних дел.
Накапливаемая в этих учетах оперативно-справочная, розыскная и криминалистическая
информация именуется криминальной. Учеты
классифицируются по функциональному и объектовому признакам. Функционально
учеты разделяются на три группы: оперативно-справочные, розыскные
и криминалистические. По объектному признаку учеты разделяют на три
группы: учеты лиц, преступлений (правонарушений) и предметов.
Информационную базу системы составляют оперативно-справочные, розыскные
и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ и локальные учеты горрайорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в
250-100 млн. учетных документов, Главный информационный
центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в
системе МВД России. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы
информации, в целом насчитывающие около 75 млн. учетных документов. В пофамильной оперативно-справочной картотеке
на судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн. учетных
документов, дактилоскопической - 17 млн. ГИЦ располагает
уникальной базой данных на машинных носителях, содержащей статистические
отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по 50 формам за период с 1981
по 1998 гг. Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном
в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации.
На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки
органов внутренних в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников.
Они являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВДТ в области
обеспечения компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных
сетей и интегрированных банков данных, информационные центры выполняют
возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями
аппарата МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганами,
а также ГИЦ МВД России. [7]
Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая
направляется в ИЦ и ГИЦ для формирования единого банка данных.
Криминалистические учеты предназначены для оперативного информационного
обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных
серийных межрегиональных и региональных преступлений. Основой этих учетов является
сбор, накопление и анализ углубленных (по отношению к
розыскным и справочным учетам) криминалистически значимых сведений о субъектах
и объектах преступлений и связанных с ними событиях. Централизованные криминалистические
учеты органов внутренних дел ведутся на межгосударственном, федеральном - в ГИЦ - и региональном, республиканском, краевом и областном
уровнях - в ИЦ МВД, ГУВД, УВД.
В ГИЦ накопление и обработка криминалистически значимой информации
осуществляется в ФБКИ[8],
представляющем собой единую информационную структуру, являющуюся одним из
основных компонентов информационно-вычислительной сети общего пользования
органов внутренних дел. Параллельно с ними продолжается
эксплуатация ныне функционирующих автоматизированных банков данных.
Централизованные криминалистические учеты ГИЦ обслуживают
в первую очередь оперативно-розыскные и следственные подразделения органов
внутренних дел, а также подразделения других правоохранительных органов и
ведомств Российской Федерации. В
ФБКИ ИЦ подлежат учету:
¨ особо опасные преступники;
¨ особо опасные нераскрытые и раскрытые преступления с характерным
способом совершения;
¨ особо ценные предметы антиквариата, культуры и государственного
значения.
Централизованные розыскные учеты на федеральном уровне ведутся совместно
с централизованными криминалистическими учетами. В дальнейшем они будут
информационно объединены в автоматизированном контуре на основе ФБКИ в интегрированную базу данных, в ГИЦ подлежат
централизованному розыскному учету:
¨ пропавшие без вести лица, неопознанные трупы, неизвестные
больные и дети;
¨ лица, объявленные в розыск;
¨ похищенное нарезное огнестрельное оружие;
¨ похищенный
и угнанный автотранспорт;
¨ похищенные
предметы антиквариата и культурные ценности;
¨ похищенные документы общегосударственного обращения
и номерные вещи;
¨ лица, представляющие оперативный интерес,
по признакам внешности на базе видеозаписей (видеобанки и видеотеки лиц).
В централизованном учете особо опасных (квалифицированных) преступников
(рецидивисты, «гастролеры», организаторы преступных
групп, авторитеты уголовной среды) накопление и обработка информации
осуществляется с помощью подсистемы «Досье». В ФБКИ подсистема «Досье» информационно связана с централизованной фототекой, в
которой хранятся фотографии лиц, поставленных на учет. Фототека информационно
может быть связана с централизованной видеотекой (видеозаписями
лиц).
Объектами криминалистического учета особо опасных (квалифицированных)
преступников являются подозреваемые, обвиняемые или осужденные в Российской
Федерации граждане, иностранцы и лица без гражданства.
Постановка лиц на криминалистический учет осуществляется
не по постатейному принципу, а исходя из важности информации для
раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных)
серийных межрегиональных преступлений, а также для совершенствования
тактики и методики их раскрытия и расследования.
В информационные подразделения направляется информация обо всех правонарушениях (независимо от их тяжести),
совершаемых лицами, ранее поставленными на криминалистический учет. В ГИЦ на криминалистический учет берутся лица:
¨ имеющие устойчиво выраженную криминогенную ориентацию;
¨ совершившие
особо опасные преступления, имеющие какие-либо из следующих признаков:
· преступления с межрегиональной направленностью;
· профессионализмом исполнения;
· особой дерзостью, исключительным цинизмом;
|