(Рис. 1) Внешний вид прибора.
|
Уже достаточно давно на Западе в грузовики устанавливают ТАХОГРАФЫ - приборы позволяющие вести контроль за работой водителей. В России такой практики пока не встречалось, но дело идет к тому, что и у нас этот опыт будет внедрен.
Суть проборов данного класса -это фактически функция "черного ящика" на борту автомобиля. Записывая такие параметры как ,значение скорости от времени можно проанализировать работу водителя. К примеру как часто водитель превышает скорость, эксплуатирует авто в нерабочее время и так далее. Поэтому графику можно судить и о многих других показателях в работе водителя.
Особенно хочу отметить ,что этот класс приборов прежде всего интересен руководителям автохозяйств. Наличие этих приборов дает реальное повышение эффективности работы автотранспорта, экономию ГСМ, снижение аварийности, уменьшение эксплуатационных
расходов (на ремонт), дисциплинирует водителей.
С другой стороны ,водителям же этот прибор как "дамоклов меч", не позволяющий им делать левые рейсы (шабашки), ТАХОГРАФ следит за их действиями.
Существует несколько типов приборов. Механические-представляющие собой самописцы регистрирующие параметры авто на круговых диаграммах так называемых "шайбах", электронные - все данные записываются в память ,выполненную в виде SMARTCARD "Шайбы " и данные со SMARTCARD в дальнейшем могут быть проанализированы с помощью специализированных прграмм на РС.
Целью настоящей разработки является попытка сделать прибор прежде всего позволяющий помочь руководителям автопредприятий, предпринимателям, занимающимся грузоперевозками более эффективно использовать автотранспорт. (Внешний вид прибора Рис.1)
Основные достоинства разработанного нами ЭЛЕКТРОННОГО "ЧЕРНОГО ЯЩИКА" это:
-низкая себестоимость (порядка $30,примeчание:промышленные стоят от $600 и выше )
-простота конструкции (3 микросхемы+ЖКИ+стандартный датчик скорости от ВАЗа)
ВНИМАНИЕ!
Автор не несет ни какой ответственности за использование данного материала, претензии не принимаются! Каждый может использовать Их по своему усмотрению.
Рассмотрим подробнее работу устройства V3.0AVR Структурная схема показана на Рис.2.По включению питания процессор сбрасывается, и на дисплей выводится график движения авто за время последней поездки.(Рис.4)
Если это первое включение прибора ,то необходимо произвести установку часов/календаря .
Для этого нажать и удерживать кн. 'ENTER" до тех пор, пока на дисплее не появится слово 'PASWORD' (Рис.5а ). Кнопкой "+" набирается первое число пароля(-1) ,а кнопкой "-"второе(-1). Пароль "11" (это пример)-для установки часов/календаря. Пароль "22" (это пример)-для очистки EEPROM (Рис.5с ) и внутреннего одометра. Ввод пароля завершить нажатием кн. 'ENTER". Прибор перейдет в следующий режим(Рис.5в ) (уст. часов/календаря либо реж. очистки памяти/данных) По окончании установок нажмите кн. 'ENTER", прибор перейдет в режим отображения графиков движения. Пароли вводятся при программировании контроллеров изменять их пока нельзя (у каждой прошивки свои пароли). Законный вопрос :А пароли то зачем? Ответ: Водитель не должен иметь доступа к этим опциям.
У прибора имеется два рабочих режима:
1. Режим отображения и просмотра графиков движения. Прокрутка Экрана проводится нажатием Кнопки "+"и "-" . В верхней строке экрана слева текущее значение внутреннего одометра (см.Рис.4). В середине стрелка-визир, при совпадении визира с пунктирными линиями начала и конца поездок в правый верхний угол выводится соответственно время начала или конца поездки. Если кнопки в течении 7-8сек. не нажимаются ,то в правый верхний угол выводится текущее значение часов/календаря.
2. Режим ЗАПИСИ. Чтобы войти в этот режим надо повернуть ключ зажигания. Через 15 сек. прибор перейдет в выше названный режим, очистит экран, отобразив в середине верхней строки значок молнии(см.Рис.4 ) ,при начале движения слева вверху появится значение одометра ,а на нижнюю часть экрана с интервалом в 1сек. будет выводится сдвигающийся влево график скорости. Кратковременные включения или выключения зажигания не влияют на изменения режимов работы прибора, это сделано что бы предотвратить ложные переходы из режима в режим ,например автомобиль заглох , при плохо заводящийся двигатель (многократные попытки запуска двигателя).
В приборе имеются некоторые особенности (хитрости) не позволяющие водителю обманывать прибор:
-при отсоедитении проводов от замка зажигания внутренний одометр все равно увеличивается
-при отсоединении датчика скорости график движения все рано записывается, только с нулевыми значениями выборок скорости.( возникает мнимая длительная стоянка с работающим двигателем)
-при отсоедитении проводов питания прибор более 24 часов работает на внутреннем аккумуляторе
-ну а если все выше упомянутые провода отсоеденить, прибор по истечении 15сек после начала движения авто начнет заносить в память данные с внутреннего ВИБРОДАТЧИКА .О! ПРИБОР ЖЕЛАТЕЛЬНО ЖЕСТКО ЗАКРЕПИТЬ К КОРПУСУ АВТОМОБИЛЯ
При возникновении выше упомянутых проблем -ВЫЗЫВАЙТЕ ВОДИТЕЛЯ НА КОВЕР! ОН ВАС ОБМАНЫВАЕТ!
По графикам движения можно с достаточно высокой степенью вероятности определить ездил автомобиль за город (средняя скорость при движении по трассе превышает среднюю скорость по городу) или нет. Все выводы при работе с графиками скорости я думаю ВЫ сделаете сами.
Технические характеристики:
Диапазон измерения скорости: |
|
0-120 км/ч |
О'бем записей: |
|
до 50 суток |
Резерв питания, если акк 600мА/ч: |
|
24 часа |
Период фиксации знач.скорости: |
|
от 1до..Nсек |
Возможность анализа графиков движения на PC
Процессор AVR 8515
Индикатор DataVision DV-16032 (продается на Митьке)
Принципиальная схема:
Прошивка контролера
Печатная плата находится на сайте - http://microcontrol.narod.ru/
Автор проекта: Вадим и Кирилл Красновы
|