Схемы > Акустика > Доработка S-90
Доработка S-90Акустические системы АС-35(S-90) известны, как
одни из лучших акустических систем доперестроечных времен. Они выпускались
разными заводами и в несколько отличной комплектации, не меняясь по сути. Для
модификации были использованы системы 35АС-012 ГОСТ 23262-88 Брянского
электромеханического завода, выпущенные в январе 1990 года. Они содержат
динамики 75ГДН-3-4, 20ГДС-3-4, 10ГДВ-2-16 и рассчитаны на частотный диапазон
40-25000 гц (сопротивление 4 Ом). Доработка позволила уменьшить неравномерность
АЧХ на средних частотах и избавиться от свойственного им "цыканья" и резкости на
высоких частотах путем замены высокочастотной головки и демпфирования
среднечастотной. Для переделки использовались ВЧ динамики фирмы Peerless 100 DT
26 72 SF FF WA 8 ( ном. по каталогу 811827). Вполне удачный вариант, особенно,
если вас не смущает перспектива потратить на них около 53$, что сопостовимо со
стоимостью самих S-90.
Итак, в процессе работ были сделаны следуюшие
изменения:
- Замена ВЧ головки на импортную.
- Установка изолирующего бокса для ВЧ головки.
- Демпфирование СЧ головки.
- Изменение частоты раздела кроссовера.
- Замена клеммных колодок на винтовые разьемы
с возможностью бивайринга.
- Замена внутренней проводки АС, герметизация
корпуса, установка распорок.
- Установка АС на шипы
В результате этих изменений звук АС изменился в
лучшую сторону. Исчезли "цыканья", свист и пришепетывания на высоких частотах.
Расширилась звуковая сцена, приобретя большую глубину и прозрачность. Низкие
частоты зазвучали более упруго и чисто. Звучание АС стало более естественным и
натуральным.
Для замены была выбрана головка фирмы Peerless
811827 с магнитной жидкостью в зазоре. Максимальная мощность 130 Вт, импеданс 8
Ом, резонансная частота 1130 Гц и чувствительностью 92 дБ. Внешние габариты этой
головки несколько меньше, чем штатной, и импеданс в два раза ниже. Это и
повлекло необходимость в изготовлении для нее изолированного бокса и изменения
номиналов элементов в схеме кроссовера.
Бокс был выполнен из двух квадратов (11х11см)
из 10мм фанеры. В одном из квадратов было вырезано отверстие, диаметром 90 мм, и
сделана небольшая выборка в торце, для сигнальной проводки. Во втором квадрате
делается 4 отверстия под винты крепления головки или намечаются точки крепления
для шурупов. Квадраты, после укладки провода, скрепляются 4 мелкими шурупами с
промазкой поверхности стыка пластилином для герметизации, и с промазкой
пластилином устанавливаются соосно отверстию для ВЧ головки АС изнутри. В
полученный бокс диаметром 90мм и глубиной 30мм и устанавливается ВЧ головка.
Головка устанавливается через тонкую резиновую прокладку на 4 винта или шурупа
(длиной не менее 50мм). Эти винты окончательно стягивают и фиксируют весь
"пакет". Через штатную резиновую прокладку поверх устанавливается защитная сетка
и ее крепление.
Демпфирование СЧ головки заключалось в заклейке
окон в ее корзине полоской тонкой белой бязи. Полоска бязи шириной 15см
склеивается в трубу и приклеивается к основанию и ребрам корзины клеем момент.
Второе отверстие трубы собирается и завязывается как кисет.
Кроссовер состоит из трех полос. Переделка
низкочастотной части состоит только в отделении ее от остальных двух фильтров и
подключении на отдельные клеммы новой колодки. Штатное отверстие в задней стенке
увеличивается до размеров, необходимых для установки новой клеммной панели.
Частоту раздела СЧ - ВЧ снижаем в 2 раза. Это
означает увеличение в 2 раза соответствующих индуктивностей и емкостей. В СЧ
фильтре это L3 и С5. У меня были детали от аналогичных кроссоверов, поэтому я не
стал менять индуктивность L3 на вдвое большую, а просто подключил еще одну,
такую же (Ls), последовательно. Емкость конденсатора С5 составляла 4 мкф, для ее
увеличения параллельно была подключена емкость Сs, состоящая из двух
конденсаторов МБГО-2 2мкфх160в. В ВЧ фильтре просто двойного увеличения
номиналов не достаточно. Учитывая, что импеданс ВЧ головки уменьшился вдвое,
емкость нужно в 2 раза увеличить, а индуктивность в 2 раза уменьшить. Итого
индуктивность остается без изменения, а емкость увеличивается в 4 раза. В
исходном варианте они составляли 2мкф (С1) и 1мкф (С2). Расчетные 2,25мкф и
0,75мкф, новые значения выбраны 10мкф и 3мкф. Вместо С1 установлен конденсатор
МБГО-2 10мкфх160в (Cn), а С1 подключен параллельно С2, образуя суммарную с ним
емкость 3мкф.
Частота раздела снизилась в 2 раза до 2500гц,
что более чем в 2 раза превышает резонансную частоту ВЧ головки, и с учетом
фильтра третьего порядка в кроссовере это делает ненужным установку режекторного
фильтра на резонансную частоту.
О замене внутренней проводки, герметизации
корпуса, установке распорок и шипов написано и так уже немало, это все
стандартные приемы. Хочу только добавить, что в конечной конструкции
использовалась не только мраморная плита под шипами, но и вторая плита с
размерами верхней плоскости АС, приклеенная к ней сверху.
Статья взята с сайта:
http://www.audiohi-fi.ru/
Дата публикации: 2004-02-18 Прочтено: 27956
Версия для печати: |