В предыдущей статье я обещал рассказать о чтении информации с LPT порта и привести несколько схем датчиков.
Пока просто расскажу о программировании и о подключении кнопочек, а дальше по ситуации.
Схема подключения кнопок и переключателей оказалась такойже простой как и схема подключения светодиодов:
Для ввода информации я использовал 5 стандартных входов - выводы 10, 11, 12, 13 и 15.
Первоначальное состояние выводов - log1, т.е. на них напряжение 5V.
Мой тестер сказал, что там не 5, а 4.7V, может тестер не точно показывает, может блок питания в компе слабоват, а может так и надо - не важно.
Следовательно, замкнув вывод порта на землю (выводы 18-25), мы переведем его в состояние Log0. Замыкать вывод прямо на землю я не рискнул и соединил его с землей через резистор в 470 ом. Можно обойтись и без резистора - всё отлично работает, но лучше не рисковать.
Для дальнейших экспериментов я собрал себе панельку из 5 кнопочек по приведенной выше схеме и достал с архивного диска компилятор Turbo Pascal 7.1 (то же что и Pascal 7.0).
Тем, кто не умеет работать с портами, советую прочитать предыдущую статью "Основы программирования LPT", тк. сейчас я уже не буду подробно описывать как и почему.
Как я уже говорил, считать значение на выходах порта можно одной строчкой: data := port[$378], где $378 - базовый адрес порта. Это выходы, ими управлять мы уже умеем. А входы нахотятся по адресу "базовый+1", те. $379 пробуем считать:
В результате на экране останется число 120 (у меня так :)). Нажимаем одну из кнопок, запускаем программу ещё раз - число изменилось. Чтобы не мучиться с запуском программы и её закрытием, а просто жать на кнопки и смотреть, я немного доработал программу:
Uses dos, crt; var data : byte; BEGIN clrscr; while not keypressed do {пока не нажата кнопка на клавиатуре...} begin {повторяем код от сюда.....} data := port[$379]; {читаем значение порта в data} gotoxy(1,1); {ставим курсор в позицию 1,1 на экране} write(' '); {пишем пробелы чтобы замазать текст} gotoxy(1,1); {возвращаем курсор назад в позицию 1,1} write(data); {выводим значение на экран} delay(100); {задержка в 100мс.(не точно!)} end; {.....до сюда}END.Для тех кто работает в Delphi, маленькая вставочка на ассемблере, тк. я не знаю как в дельфи правильно работать с портами:
asm MOV DX,379h; IN AL,DX MOV data,ALend;Эта программа будет делать следущее: выведет значение порта на экран, подождет 100мс, вернет курсор в начало строки и заменит старое значение на новое и так до тех пор, пока не нажата кнопка на клавиатуре.
Теперь можно запустить программу, убрать клавиатуру с мышкой в сторону и наблюдать за изменениями.
Вот теперь начинается головоломка... Методом тыка я нашел, что каждой кнопке соответствует своё значение (свой бит), значения присвоены очень странно, может позже я разберусь почему, но пока просто выложу их:
вывод | значение |
10 | 64 |
11 | 128 |
12 | 32 |
13 | 16 |
15 | 8 |
Я не случайно выделил 11 вывод жирным, он отличается от других - он логически инвертирован, те. если все наши кнопки система считает отжатыми, то эту она считает замкнутой. А если её замкнуть, то система будет думать что кнопка отжата.
Теперь как это всё влияет на общее число которое мы считали (120):
Если нажать на одну из наших кнопочек, то от общего числа отнимется значение этой кнопочки (см. таблицу).
Например, мы нажимаем кнопку подключеную к выводу 10 и число сразу уменьшается на 64 (см. прогу), отпустим и значение снова увеличится на 64. А теперь, нажмем кнопку на выводе 15 - значение уменьшилось на 8, отпустили и оно опять увеличилось.
А что будет если нажать особенную 11 кнопку? Нажимаем - значение не уменьшилось, а возрасло, отпустили и оно опять уменьшилось. Вот чем эта кнопка отличается от остальных 4.
А теперь по русски, как узнать программе что нажато? Я делал так:
Запоминаю что сейчас в порте, при изменении значения сравниваю что было и что получилось, если отличается на 64, значит нажата 10кнопка, если отличается на 32, значит 12 кнопка и тд. Чтобы определить нажата или отпущена, нужно учитывать увеличилось число или уменьшилось.
То есть, если число стало меньше на 32, то нажата кнопка 12, а если число увеличилось на 32, значит кнопку 12 отпустили. НО! тут нужно учитывать, что кнопка со значением 128 (11вывод) работает наоборот.
Вот то же самое, только на программерском:
Надеюсь, что этого кода достаточно для начала, дальше уже можно самостоятельно разобраться или спросить помощи на форуме
Теперь снова об электронике...
В простейшем варианте можно использовать кнопочки или переключатели как в экспериментальной панельке, можно поставить геркон, тк. это тоже кнопочка, только магнитная, можно контакты реле... Но тут нужно помнить про такую нехорошую вешь, как "дребезг" контактов - расшатаный или просто некачественный выключатель обязательно будет давать повторные срабатывания в программе. Если точность не нужна, то можно просто увеличить задержку с 100 мс до, например, 1 секунды и тогда программа просто не обработает повторные нажатия. А если нужна точность, то нужно что-то придумывать.
Теоретически, связать порт можно с любым низковольтным устройством через транзистор, те. замыкать контакты не кнопкой, а транзистором. Например, у нас есть схема, в которой светодиод загорается когда кто-то проходит рядом с устройством, если светодиод подключен прямо к выводу микросхемы, просто подпиваем к ножке микросхемы вместо светодиода резистор, а резистор к базе транзистора эмиттер с коллектором которого подключены вместо выключателя к ножке. Ух, во сказал, аж сам не понял. Просто лень рисовать схему, а примерчик этот из моей практики...
Источник: zps-electronics.com
Страница статьи: http://www.radioland.net.ua/sxemaid-471.html
URL сайта: http://www.radioland.net.ua
© Radioland