На предыдущей встрече мы беседовали о там, как выжать из AV-системы все, на что она способна. И рассматривали ее как единую конструкцию, своего рода здание. Однако всякое здание должно иметь надлежащий фундамент. Его роль в AV-комплексе играет сабвуфер. Ведь ничто не придает домашнему кинотеатру больше очарования, чем глубокий, мощный бас.
Знаете, как работает закон подлости? Приведу пример. Истратив кучу кровно заработанных денег на систему домашнего кинотеатра, вы покупаете новейший сверхкрутой боевик. Приглашаете всех друзей и знакомых "угоститься" достижениями кинематографа и компьютерной графики... Но, увы, ваши старания оказываются тщетны.
В чем же дело? Ну, хотя бы в том, что взрыв в начале "Смертельного оружия-2" больше похож на треск сухой ветки под ногой незадачливого траппера из какой-нибудь пародии на вестерн, а поступь тиранозавра из "Парка Юрского периода" - на робкие шажки младенца. И вот после очередного глотка пива один из ваших друзей в порыве хмельной откровенности признается: "Да, объемный звук прекрасен, вот только баса маловато..." И это вам как соль на рану: вы чувствуете себя полным идиотом - и готовы полжизни отдать за этот самый бас.
Роковое влечение?
"О, бас! Как много в это звуке для сердца русского слилось!.." Именно на нем,
считает большинство кинолюбов (особенно начинающих), зиждется настоящий звук.
Остальное, по их мнению, - чепуха. К черту локализацию и естественный тональный
баланс. Громкий, мощный, оглушительный бас - вот что "цепляет" дилетантов в
полноценной системе домашнего кинотеатра. Будь то выстрел из ружья в фильме
Джона By, взрыв в последней серии "Крепкого орешка", рокот взлетающего "Аполлона
13" или звуки оркестра, исполняющего гавот в "Разуме и чувствах", -
по-настоящему хороший бас везде является основой звукового сопровождения,
наделяя его живительным драматизмом и способностью воздействия, возможной только
в лучших кинотеатрах.
Причины этому - психоакустические (то есть связанные с тем. как ухо слышит и как мозг перерабатывает эту информацию), В процессе эволюции человеческое ухо определенным образом настроилось. Вот почему наш слух особенно чувствителен в области средних частот, к которой относится речь и другие звуки, издаваемые людьми (например, плач ребенка). В допотопные времена низкие, рокочущие звуки означали опасность (землетрясение, гроза. рычание гигантской зверюги с острыми клыками и т.д.), поэтому они и сейчас заставляют организм выделять адреналин. Таким образом, наша любовь к глубокому басу - это фактически любовь к острым ощущениям.
Правда, есть и еще одно объяснение чрезмерного увлечения басом. Как правило, "болеть" домашним театром люди начинают после посещения соответствующей выставки или торгового салона, а там обычно саб врубают на всю катушку - чтобы произвести убойное впечатление на посетителя. Многие думают, что так же должно быть и дома.
Танцуем от печки
Звуки представляют собой колебания воздуха. Их вызывает все, что может привести
воздух в движение - от взрыва атомной бомбы до вибрации комариного крылышка - и,
разумеется, колебания диффузора громкоговорителя. Электрические сигналы
заставляют его двигаться вперед или назад. При каждом движении диффузор сжимает
или разрежает воздух, и это сжатие/разрежение распространяется со скоростью
звука. Чем быстрее оно происходит, тем выше звук. Высота звука (или его частота)
это число циклов сжатия и разрежения в секунду. Они названы герцами (в честь
известного немецкого физика Генриха Герца, а отнюдь не Герцена, которого, по
выражению Ленина, разбудили декабристы).
Мы воспринимаем звуки, находящиеся в диапазоне примерно от 16 Гц до 18 000 Гц (18 кГц). Между тем, большинство производителей акустических систем приводят более легкий для запоминания диапазон 20 Гц - 20 кГц, хотя звуки выше 18 кГц улавливаются только собаками, летучими мышами и людьми, которые крайне редко покидают тишину своего жилища. К несчастью для мужчин, самая высокая часть спектра перестает быть доступной для нас в переходном возрасте, с покупкой первого тюбика крема после бритья, в то время как женщины и в среднем возрасте сохраняют способность хорошо слышать высокие частоты. Зато с противоположной оконечностью спектра у большинства людей никаких проблем нет: даже старики различают частоты ниже 20 Гц.
Вторым, и последним, физическим фактором, значимым для охотников за глубоким басом, является логарифмическая величина - децибел (дБ). Децибелы, помимо прочего, показывают уровень звукового давления. Правда, тут есть подвох: измерения этого уровня не абсолютны, а относительны. Хуже того, при изменении уровня звукового давления наш слух меняет свою чувствительность. Однако существует общепринятая шкала децибел, в которой за ноль принимается порог слышимости, а за максимум - так называемый болевой порог (он превышает порог слышимости примерно в десять миллионов раз и составляет 140 дБ). Возможно, это слишком большое упрощение, но если вспомнить, что для самого среднего любителя домашнего кино норма - это 75 - 100 дБ и что согласно этой шкале добавление 6 дБ означает удвоение громкости, об остальном можно забыть.
Актив или пассив?
Чтобы получить настоящий бас в условиях домашнего кинотеатра, требуется
сабвуфер, то есть басовый громкоговоритель. Он может быть встроен либо в две
фронтальные колонки, либо в их подставки, а может представлять собой отдельное
устройство, допускающее установку почти в любом месте комнаты, поскольку
глубокий бас - ненаправленное звуковое излучение. Благодаря последнему фактору
отпадает необходимость в стереопаре сабвуферов: для получения звука отменного
качества бывает зачастую достаточно одного. Тут все ясно.
Проблема заключается в другом. Каким должен быть сабвуфер - активным или пассивным?
Пассивные сабвуферы обычно разрабатываются для конкретного комплекта громкоговорителей и, как правило, адресуются рынку недорогих систем. Их главные преимущества заключаются в том, что они позволяют использовать меньшие по размеру основные громкоговорители (сателлиты) и не требуют от основного усилителя наличия дополнительных выходов. Самым серьезным недостатком пассивных конструкций является их элементарная неспособность к воспроизведению достаточно глубоких басов. Впрочем, иногда винить в этом надо не сабвуфер, а усилитель, которому не хватает "силенок" для того, чтобы раскачать и сателлиты, и саб. Вот почему фирма Technics уже несколько лет выпускает не только пяти-, но и шестиканальные усилители для домашнего кинотеатра, оснащенные с расчетом на подключение именно недорогого пассивного сабвуфера (последний пример - модель SA-AX7. рассмотренная нами в №3/2000 на стр. 79).
Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель и регуляторы, позволяющие изменять громкость и частоту среза, что дает возможность согласовать аппарат с любой парой основных громкоговорителей. Преимуществ у активного саба перед пассивным - вагон и маленькая тележка. Поскольку усилитель в данном случае встроенный, он оптимален для конкретного громкоговорителя, что избавляет от многих потенциальных проблем. Активные модели улучшают звучание любых АС, так что последние можно не менять, а имеющиеся регуляторы позволяют учесть специфические особенности вашей комнаты. Недостатков два - сравнительно высокая стоимость и необходимость наличия у усилителя отдельного выхода. Однако в последнее время цены значительно снизились, и если в вашем домашнем кинотеатре еще нет активного сабвуфера, значит, вы отстали от жизни.
Где закладывать фундамент?
Напомню в очередной раз: сколь бы хорошо ни был акустически оформлен ваш
"кинозал", он волей-неволей станет своего рода эквалайзером, усиливая одни
частоты и ослабляя другие. Этот эффект определяется резонансными частотами
помещения (на самом деле акустические свойства помещения определяются гораздо
большим количеством факторов, но в данном случае упрощение не влияет на суть
проблемы), которые, в свою очередь, зависят от ее длины, ширины и высоты. Дело в
том, что в комнате при воспроизведении звука создаются постоянные области
высокого и низкого звукового давления (стоячие волны). Нетрудно догадаться, что
определение оптимального места для размещения сабвуфера (равно как и кресла
зрителя) производится либо методом проб и ошибок, либо требует привлечения
огромной компьютерной мощи и дипломированного специалиста в области акустики.
Оптимальное расположение сабвуфера.однако старайтесь отдалить его от телевизора,чтобы он не влиял на кинескоп.
|
Метод проб и ошибок предельно прост, но занимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только можете отыскать, и проигрывайте ее, переставляя сабвуфер с места на место. После каждой перестановки садитесь в "просмотровое" кресло и оценивайте произошедшие со звуком изменения. Если вы все же сомневаетесь, возьмите за основу рекомендации производителя. Когда придете к выводу, что лучше уже некуда, просмотрите несколько фильмов, чтобы удостовериться, что вы на верном пути, а затем насладитесь результатами.
Однако позволю себе привести несколько "тонких жизненных наблюдений". Во-первых, большинство начинающих театралов либо врубают сабвуферы на слишком большую громкость, либо "задирают" частоту среза. Короче говоря, если окажется, что звук в фильме "Пианино" больше подошел бы для ленты "Терминатор-2" или что сабвуфер издает неистовое рычание при воспроизведении самой скромной басовой ноты, уменьшите громкость. Во-вторых, если это возможно, постарайтесь расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставьте немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, большинство рекомендаций, даваемых производителями AV-усилителей и процессоров, на мой взгляд, неверны. Эти аппараты обычно оборудуются линейным "сабвуферным" выходом, на который подается предварительно отфильтрованный посредством НЧ-фильтра сигнал. Между тем, сам активный саб оснащается на линейном входе таким же фильтром. В результате при подключении по линейному сигналу два НЧ-фильтра оказываются соединенными последовательно, и суммарная характеристика будет просто непредсказуема. Лучше всего подавать на специальный "высокоуровневый" вход саба полнодиапазонный сигнал с "колоночного" выхода усилителя. И последний совет (он касается только тех, кто совсем отчаялся): установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного "подтянуть" средние и верхние басы.
Басовая премудрость
Бас
Что мы понимаем под этим словом? Ответ придется поискать в Hi-Fi-области, ведь
именно она является прародительницей домашнего кинотеатра. Оказывается, басы
разбиты на три октавы, причем перекрывающиеся. К октаве от 20 до 40 Гц относятся
глубокие басы (сюда попадают самые низкие ноты органа), октава от 40 до 80 Гц
известна под названием среднебасового диапазона (их извлекают из басового
барабана), а октава от 80 до 160 Гц называется диапазоном высоких басов
(послушайте виолончель и фагот). Все, что ниже 20 Гц. мы скорее чувствуем, чем
слышим, здесь вы уже не сможете различить высоту тона или повторить звук, если,
конечно, вы не живете в кафедральном соборе.
Атака
Фактически это причуда басовой терминологии. Слово "атака" здесь не совсем
уместно, а употребляется потому, что низкие частоты отличаются более медленными
переходными процессами по сравнению с верхами. Между тем, разница между
"медленно" и "быстро" звучащими басовыми системами, часто по-другому не
определимая, это разница между системой, "долбящей по мозгам" и заставляющей
завороженно слушать.
Большинство эпитетов, описывающих хороший бас. можно использовать как комплименты искусному барабанщику Слова, означающие обратное, ассоциируются с понятиями тучности и неповоротливости. Так, если при звуке взрыва на ум приходят определения "быстрый", "отчетливый", "чистый", "живой", "напряженный", "тугой" или "точный", - возможно, вы имеете дело с достойной системой, Если же вспоминаются слова "гулкий", "жирный", "перегруженный", "толстый", "рыхлый", "нечеткий", "медленный", "тихий" или "глухой", - значит, пора "делась ноги".
Весовая категория
Когда дело касается количества чего-либо, например баса, нам так и хочется
применить термин "вес". Если системе недостает басов, ее называют "тощей" и
"куцей". А если басы в избытке, говорят, что звук у комплекса "жирный" и
"надутый". Когда басы в порядке, систему называют "подтянутой" и "мускулистой".
Динамика
Если система способна к различению громких и тихих басовых нот, а не звучит "как
из бочки", тогда применительно к ней употребляются слова "хлопок", "удар" и даже
"энергия", - все в положительном значении. Удивительно, но отрицательных
характеристик здесь нет. Попробую придумать что-нибудь сам. Как вам понравится,
допустим, такое: "звучит. как стекло жует"?
Глубина
Говоря о сабвуферах, обозреватели часто используют термин "глубина баса". Это
означает только то, насколько "глубок" нижний предел их частотного диапазона.
Система, не способная к воспроизведению самых низких басов, называется
"зарезанной", а та, которая это может, носит гордое звание "расширенной".
Перекрытие
У каждого комплекта громкоговорителей, включающего в себя "пищалку", СЧ-динамик
и сабвуфер, имеются точки частотного диапазона, где происходит наложение
звучания одного динамика на звучание другого. Они называются точками перекрытия.
Так, если динамик средних частот "обрезается" на частоте 90 Гц. а сабвуфер
работает в диапазоне от 40 до 150 Гц, то где-то в районе 100 Гц большая часть
звука переходит от динамика средних частот к сабвуферу. Эта частота носит
название частоты перекрытия. Большинство громкоговорителей оснащены схемой,
компоненты которой выдают сигнал, позволяющий сделать плавным переход от одного
динамика к другому. Эта схема называется разделительным фильтром или
кроссовером.
Бас - по вкусу
Без качественного баса невозможен ни домашний кинотеатр, ни достойная внимания аудиосистема...
Если вы решили приобрести саб, подойдите к его выбору со всей ответственностью. Неудачная модель оказывается практически бесполезной, когда дело доходит до воспроизведения басов, - лучше уж потратить деньги на пару больших по размеру и лучших основных громкоговорителей. К счастью, сегодня магазины просто завалены прекрасными сабвуферами на любой вкус и за любую цену, только протяни руку.
Модели дешевле $400
Energy e:XL16 ($300). Несмотря на не очень высокую цену, в нем установлен
40-сантиметровый вуфер и 300-ваттный усилитель на MOSFET. Кроссовер
перестраивается на любую частоту в диапазоне 50 - 100 Гц. причем при желании
можно подключить внешний эквалайзер или активный фильтр, для чего существует
отдельный вход. Для облегчения согласования с остальной акустикой предусмотрен
регулятор фазы в очень широких пределах (от 0 до 180 град.). У этого сабвуфера
не много конкурентов, да и те либо создавались для миди-систем (Aiwa TS-W5),
либо стоят примерно на 35% дороже (Velodyne CT-80). Тем, кто ограничен в
средствах, я бы посоветовал купить основные громкоговорители максимально
возможного размера, однако если у вас маленькая комната и вы недавно приобрели
новые компактные громкоговорители, e:XL16 - то, что нужно в большинстве случаев.
<$600
REL Q-50 ($500). На сегодня это самая недорогая модель производства REL. Она
непритязательна, однако воспроизводит глубокие басы очень неплохо. Ее ближайший
соперник, более элегантный на вид KEF 20В (тоже $500), оснащается встроенным
70-ваттным усилителем и в отличие от 0-50 имеет магнитную защиту. Неплохой бас
демонстрирует также PSW120 фирмы Polk ($480). Он несколько предпочтительнее
благодаря лучшему соотношению качество/цена, поскольку заставит грохотать во всю
мощь любую систему домашнего кинотеатра.
<$900
REL Q-100 ($850). Прекрасный, глубокий бас, хорошее соотношение качество/цена,
приемлемый внешний вид и громкое имя - вот что сочетает в себе этот аппарат. Он
способен достигнуть таких басовых глубин, что ваша система домашнего кинотеатра
зарычит и загрохочет. Однако следует предупредить REL что у нее здесь имеются
грозные соперники в лице изысканного Tannoy 625 ALFie ($900), простенького, но
басовитого Mission 75AS ($800) и небольшого по размеру, но великолепного во всем
остальном М&К VX-7B ($675). Каждая из этих моделей является вполне достойной
альтернативой.
Когда цена не имеет значения
Будьте осторожны, очень осторожны. "Цена не имеет значения" - эти четыре
коротеньких слова могут значить для конструктора больше всего на свете. Если вам
непременно нужен лучший в мире сабвуфер, внимательно изучите возможности REL
Studio ($4000), М&К МХ-100 ($2200), KEF AV1 ($3500), Revel Sub 15 ($2800 -
5200), а также моделей фирм B&W, Bag End, Linn, Meridian и Muse. Самый дешевый
из этих сабвуферов облегчит ваш кошелек как минимум на $2000, однако если вам
очень хочется сорить деньгами, можно истратить и в два раза больше. В том
случае, если вам необходимо сэкономить не деньги, а место, обратите внимание на
EnergyMicrostar 12.1 ($1600). Этот кубик со стороной 40 см может рявкнуть так,
что мало не покажется - его мощность полтора киловатта! Кевларовый вуфер,
цифровой усилитель плюс всевозможные звуковые и пользовательские навороты делают
его крайне привлекательным для театров высокого класса.
REL'яция на REL
В Великобритании среди мастеров баса одна фирма занимает особое положение - она не на одну, а на несколько голов выше остальных. Это REL. Возможно, ни один производитель сабвуферов не был встречен здесь так же радушно и не завоевал столько призов. Почему это так и кто является творцом успехов REL?
Заглянем в конец восьмидесятых годов. Человек по имени Ричард Лорд получает отставку со всеми почестями. И вместо того, чтобы начать размеренную жизнь и почивать на лаврах, Ричард Лорд пускает свои сбережения на разработку и создание простейших басовых громкоговорителей для Hi-Fi-систем. Так на свет появились первые сабвуферы REL.
Разумеется, консервативная по своей природе Hi-Fi-индустрия отказывалась признать полезность таких устройств, и сформировалось мнение, что они хоть и не дьявольское отродье, но лишь немногим лучше. Поэтому еще в начале 1990 года мечта Ричарда Лорда о басе, о басе везде и всюду, казалась несбыточной. К счастью, в жизнь внезапно ворвался домашний кинотеатр, нуждающийся в океанах баса, и место сабвуферов REL в истории было определено.
Формула REL проста, но убийственно эффективна. Каждый сабвуфер имеет большой басовый динамик, тяжелый, "крепко сбитый" корпус и усилитель мощности MOSFET. способный принимать сигнал либо с соответствующего линейного выхода усилителя, либо непосредственно с "колоночных" выходов. Регуляторов у сабвуфера совсем немного - они управляют лишь громкостью, частотой среза и фазой. Про последний можно смело забыть после первичной установки. Имеются также четыре "каблучка", препятствующие шатанию аппарата, что бы ни стояло на нем сверху. - так что сабвуфер с виду больше похож на импровизированный столик, чем на часть AV-системы. Формула остается неизменной на всех уровнях REL-иерархии: просто каждая "вышестоящая" модель больше по размеру, мощнее и качественнее.
В большинстве сабвуферов других компаний опущен, по крайней мере. один из элементов формулы REL и часто это сделано в попытке удержать в узде розничную цену. Такой подход неизбежно ведет к снижению качества и превращает продукт в очередную посредственность. Отказываясь от подобных компромиссов, REL обеспечивает своему семейству все большую и большую популярность.
И наконец, не следует забывать, что REL пользуется таким успехом в России, поскольку реальную конкуренцию ее продукции могут составить главным образом американские аппараты, а путешествие столь солидной персоны, как сабвуфер, через океан обходится недешево. Между тем, в США выпускается много очень классных сабов (фирмами Miller&Kriesel, Bag End. Muse и другими), и если бы не транспортные расходы, мы бы рекомендовали их вам более настойчиво.
Вячеслав САВВОВ
Салон AV
Страница статьи: http://www.radioland.net.ua/sxemaid-69.html
URL сайта: http://www.radioland.net.ua
© Radioland