Студентам > Курсовые > Управление звуковой картой компьютера
Управление звуковой картой компьютераСтраница: 4/10
-
Секвенсоры (sequencers)
- Трекеры
(trackers)
- Нотные редакторы (score editors)
* Музыкальные процессоры (music/MIDI processors)
* Автокомпозиторы (auto composers)
* Автоаккомпаниаторы (auto accompaniment generators, jammers)
* Распознаватели нот (score recognition software)
* Преобразователи форматов (format convertors)
* Считыватели звуковых дорожек с компакт-дисков (CD rippers/grabbers)
* Психоакустические компрессоры (psychoacoustic compressors)
* Проигрыватели (players)
* Системы для радиовещания и дискотек (delivery systems)
* Утилиты и управляющие программы (utility/control software)
Многие
программы сочетают в себе функции из разных классов: например, звуковые
редакторы и секвенсоры нередко предоставляют также возможности процессоров
(обработка в реальном времени), а музыкальные процессоры и автокомпозиторы
часто имеют функции секвенсора.
1. Звуковые
процессоры
Имитируют работу типовых устройств обработки звука, применяемых в студийной
работе -усилителей, ограничителей, шумоподавителей, компандеров, эффект-блоков
и т.п. Существует три основных типа процессоров:
* Нелинейные
(off-line) - получают сигнал в виде дискового файла, предварительно
записанного другими средствами, и записывают результат обработки в другой
дисковый файл.
* Сквозные
реального времени - получают сигнал непосредственно с аудиопорта и выводят
результат в другой порт.
* Подключаемые
модули (plugins) - получают сигнал от другой программы при помощи
специального программного интерфейса (API) и возвращают результат обработки
этой же программе. Фактическим стандартом такого интерфейса стал Microsoft
DirectX. Модули обычно поддерживают обработку в реальном времени.
Процессоры первого типа разрабатывались достаточно
давно, уступая место процессорам второго типа по мере роста мощности
компьютеров. После появления системы DirectX популярные процессоры
разрабатываются в этом интерфейсе.
Подробнее
с работой звуковых процессоров ознакомимся на примере нескольких прграмм:
1. DSP/FX Virtual Pack
(Разработчик - Power Technology. Последняя
выпущенная версия - 6.2.)
Программа
имеет набор модулей обработки, которые могут использоваться как посредством
интерфейса DirectX, так и непосредственно обрабатывать сигнал, полученный из
Wave-файла или аудио-порта. Модули могут использоваться также в качестве
расширителей системы многоканальной записи SAW и проигрывателя WinAMP.
Алгоритмы перенесены с аппаратной платы эффектов
DSP/FX. При наличии в системе плат DSP/FX модули могут использовать процессоры
плат; в противном случае вся обработка выполняется программно.
Каждый модуль поддерживает набор пресетов
(предустановок) и управление параметрами посредством MIDI-контроллеров.
В состав пакета входят следующие модули обработки:
StudioVerb
- параметрический ревербератор с моделированием помещения.
AcousticVerb
- еще один тип ревербератора.
Optimizer
- мягкий пиковый ограничитель и сглаживатель цифровых шумов (dithering).
Aural
Activator - генератор гармоник для восстановления потерянных высокочастотных
составляющих.
Stereo Pitch Shifter - модуль стереофонического
изменения высоты. Изменяет высоту входного сигнала в соответствии с
поступающими MIDI-нотами и перемещением регулятора Pitch Bend. Может
использоваться для коррекции неточно выдержанных по высоте нот.
Multi-Tap Delay - имитатор множественных отражений
внутри помещения, от реверберации до длительных эхо.
Analog Tape Flanger - имитатор аналогового ленточного
фленжера.
Multi-Element
Chorus - имитатор хорового эффекта путем моделирования пространственного
разделения звука.
Parametric
EQ - 8-полосный параметрический эквалайзер.
Auto-Panner
- модуль автоматического позиционирования сигнала на стереопанораме.
Tremolo
- модуль внесения амплитудного вибрато (тремоло).
Widener
- расширитель зоны стереоэффекта.
2. Cylonix Vocoder
(Разработчик - James J. Clark. Последняя выпущенная версия - 2.00).
18-полосный
вокодер реального времени.
В основу многополосного вокодера положено то, что,
речевой аппарат человека работает по разностному принципу: исходный звук
голосовых связок, богатый гармониками, подвергается динамическому управлению -
резонансному усилению, амплитудной модуляции и фильтрованию - при прохождении
через речевой тракт. Принцип работы такого вокодера состоит в разложении
речевого управляющего сигнала (modulator) на заданное количество частотных
полос и анализе динамики в каждой полосе. Полученные в результате анализа
сигналы с определенной точностью повторяют динамику работы речевого тракта. Эти
сигналы управляют банком частотных фильтров, через которые пропускается богатый
гармониками несущий сигнал (carrier); в результате на выходе банка образуется
"говорящий" несущий сигнал, как если бы звук подобного тембра
издавали сами голосовые связки.
Как несущий, так и управляющий сигнал может быть
сгенерирован несколькими способами - самой программой, введен с аудио-порта,
либо взят из готового Wave-файла.
Вокодер имеет множество параметров: ширина полосы фильтра,
пропорции смешивания входных и выходных сигналов, способы распознавания речевых
звуков, режим воспроизведения высоты управляющего сигнала, виды отображения
управляющих сигналов на банки фильтров. Различные способы отображения - сдвиг
на несколько полос, инверсия, перестановка соседних полос и т.п. - позволяют в
чрезвычайно широких пределах менять тембр полученного сигнала.
Каждый канал вокодера имеет набор регуляторов -
уровень, стереопанорама, время затухания, задержка, время и интенсивность эха, уровень
дополнительных искажений.
Возможно также отключение анализа управляющего сигнала
- тогда программа работает, как обычный 18-полосный эквалайзер.
2. Системы многоканальной записи и сведения
Предназначены для многодорожечной записи и
воспроизведения фонограмм подобно многоканальному магнитофону, а также для
оконечного сведения (микширования) многодорожечной фонограммы. Основными
функциями являются монтажные операции на дорожках, совмещение звуковых
фрагментов, организация плавного перехода одних фрагментов в другие,
регулировка громкости и положения на стереопанораме для каждой дорожки,
перезапись всей дорожки или ее отдельных фрагментов.
Большинство систем многоканальной записи предназначено
для работы в серьезных студийных условиях, поэтому практически все они имеют
поддержку удаленного управления (MMC), синхронизации с внешними устройствами
(SMPTE). Ряд современных систем поддерживает также синхронизацию с
видеороликами.
В многоканальных системах используется преимущественно
неразрушающий (non-destructive) монтаж. Это означает, что программа оперирует
на многодорожечной панели не с самими звуковыми данными, а лишь со ссылками на
их фрагменты (clips). Это заметно уменьшает требования к памяти, ускоряет
доступ к данным и вдобавок защищает их от нежелательного изменения.
Подробнее с работой систем многоканальной записи и
сведения ознакомимся на примере нескольких прграмм:
1. DDClip Pro
(Разработчик
- SoftLab-NSK Последняя выпущенная версия - 3.01)
Новосибирская система многоканальной записи, монтажа,
сведения и компоновки с видеоданными.
Предоставляет до 32 аудиодорожек, одну MIDI-дорожку и
две видеодорожки. Каждая дорожка может содержать произвольное количество клипов
- звуковых или видеофрагментов, каждый из которых, в свою очередь, является ссылкой
на определенный участок исходных данных - аудио, MIDI или видео.
Технология работы в DDClip основана на подборе и
совмещении клипов всех трех видов. Для создаваемого ролика заготавливаются все
необходимые фрагменты, затем они в нужном порядке расставляются по дорожкам,
после чего выполняется точная подгонка, выравнивание, настройка уровней
громкости и панорамы, наложение эффектов и окончательное сведение.
На видеодорожках доступны простые операции
видеообработки - обрезание кадра, плавные переходы между кадрами. Видеоролики
воспроизводятся на любом устройстве с интерфейсом Video for Windows.
Поддерживается
дополнительный монитор для вывода видеороликов.
На клипы могут накладываться профили - огибающие
громкости и стереобаланса. Также могут быть наложены эффекты реального времени
- delay, echo, chorus, phaser, flanger, графический/параметрический
эквалайзеры. Несколько эффектов могут быть связаны в цепочку. На весь проект
могут быть наложены глобальные (master) эффекты из этого же набора.
Вспомогательное
окно Clip Collection (коллекция клипов) является удобным средством для быстрого
выбора подходящих клипов и перетаскивания их в нужные места дорожек.
2. n-Track Studio
(Разработчик
- Flavio Antonioli Последняя выпущенная версия - 2.0.2).
Система
записи, монтажа и сведения с некоторыми функциями MIDI-секвенсора. Возможен
разрушающий и неразрушающий монтаж. Количество аудио- и MIDI-дорожек не
ограничено. Поддерживаются работа с DirectSound-портами и звуковые форматы до
24 разрядов и 96 кГц.
Имеет раздельные индикаторы уровня записи и
воспроизведения, возможность синхронизации с видеороликом (AVI/MPEG), огибающие
громкости/панорамы в режиме неразрушающего редактирования, метроном.
Для обработки применяются собственные и
DirectX-модули, обработка возможна как при воспроизведении, так и в режиме
прямого ввода с порта (live input). В состав встроенных модулей входят
Chorus, Vol/Pitch Shift, Echo, Compression, Reverb.
Для просмотра и редактирования MIDI-дорожек имеется
окно Piano Roll с несложным интерфейсом и возможностью квантования (quantize).
3. Звуковые редакторы
Объединяют функции цифрового магнитофона, звуковой
монтажной станции и набора устройств обработки звука (процессоров).
Осуществляют запись, воспроизведение и монтаж (вырезка, вклейка, замена
фрагментов фонограммы). Чаще всего имеют набор встроенных и/или подключаемых
звуковых процессоров, с помощью которых реализуется сложная обработка
записанной фонограммы. Редактор может быть многоканальным, допуская раздельную
запись и обработку нескольких звуковых дорожек с последующим их сведением
(микшированием). Ряд редакторов предоставляет звуковые процессоры реального
времени, а также средства для исследования сигнала - спектроанализаторы,
взвешивающие фильтры и статистические функции.
Среди типовых функций звуковых редакторов наиболее
общими являются:
*
Запись и воспроизведение звукового сигнала через аудиопорт звукового адаптера
(карты)
*
Чтение и запись звуковых файлов, преимущественно формата RIFF PCM (WAV), а
также других распространенных форматов
*
Возможность обработки моно- и стереосигнала с разрядностью 8 и 16 и частотой
дискретизации до 44 100 Гц (нередко - до 24 разрядов и 96 кГц)
*
Монтаж сигнала (вырезка, вставка, удаление и размножение фрагментов)
*
Различные способы выделения рабочего участка (selection) при монтаже с
выравниванием (snap) по точкам пересечения нуля (zero crossing), по времени
(time), по ритмическим долям (beats)
*
Пометка точек и фрагментов фонограммы с ведением списка таких пометок, из
которого можно быстро перейти к помеченному участку, а также поддержка списка
участков проигрывания (play list), с помощью которого можно заменить линейное
проигрывание на "рваное"
*
Основные операции обработки: усиление/ослабление, нормализация (такое
масшабирование сигнала, чтобы его амплитуда точно вписалась в заданный
диапазон), плавное увеличение/снижение уровня громкости (fade), изменение
стереобаланса (pan), сжатие/растяжение динамического диапазона
(compress/expand), пороговое пропускание (gate), наложение огибающей (envelope)
* Основные виды эффект-обработки: phaser, flanger, reverb, delay, echo,
overdrive, distortion, fuzz и т.п.
*
Специальные операции: частотное фильтрование (filter/EQ), изменение высоты
(pitch) сигнала или длительности (stretch) участка фонограммы, ослабление шумов
(noise, hiss) и щелчков (clicks, pops), формирование музыкальных звуков из
участков фонограммы, спектральный анализ всей фонограммы или ее участка
*
Преобразование формата сигналов - частоты дискретизации, разрядности отсчета и
количества каналов, смешивание стереоканалов в один
*
Генерация сигналов различной формы и характеристик - как стационарных, так и с
изменяющимися во времени параметрами, а также шумов с различным распределением
*
Доступ к зарегистрированным в системе внешним модулям (plugins) обработки звука
в стандарте DirectX/ActiveMovie, которым передается для обработки выделенный
участок фонограммы
*
Синхронизация записи/воспроизведения по MIDI - запуск записи или
воспроизведения по внешнему событию, посылка синхронизирующих сообщений другим
устройствам (ведущее устройство, master sync), синхронизация по приходящим от
других устройств сообщениям (ведомое устройство, slave sync)
Подробнее
с работой звуковых редакторов ознакомимся на примере нескольких прграмм:
1. Sound Forge
(Разработчик
- Sonic Foundry Последняя выпущенная версия - 4.5c).
Многооконный
редактор с поддержкой OLE, видеороликов в формате AVI и дополнительного
монитора для их отображения в процессе работы.
При работе с файлами в 16-разрядном формате PCM (WAV)
есть возможность открыть файл в режиме непосредственного доступа (Direct mode),
без промежуточного копирования. Это заметно ускоряет работу, однако лишает
возможности сохранить прежнюю версию файла при аварийном завершении.
Максимально достижимое увеличение - одна точка экрана
на один отсчет оцифровки, чего в ряде случаев явно недостаточно для хорошего
рассмотрения формы волны.
Автоматическое выравнивание при выделении - по точкам
пересечения нуля и временным меткам.
При монтаже удобно пользоваться функциями Preview
Cur/Cursor (прослушивание, каким будет результат вырезки, до выполнения самой
вырезки) и Pre-roll to Cursor (прослушивание небольшого участка перед
курсором).
Поддерживается
список помеченных участков (regions) и выборочного проигрывания.
|