_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

http://www.srosite.ru/ новостной образовательный Реестр на сайте.
Студентам


Студентам > Курсовые > Управление звуковой картой компьютера

Управление звуковой картой компьютера

Страница: 4/10

        - Секвенсоры (sequencers)

        - Трекеры (trackers)

        - Нотные редакторы (score editors)

* Музыкальные процессоры (music/MIDI processors)

* Автокомпозиторы (auto composers)

* Автоаккомпаниаторы (auto accompaniment generators, jammers)

* Распознаватели нот (score recognition software)

* Преобразователи форматов (format convertors)

* Считыватели звуковых дорожек с компакт-дисков (CD rippers/grabbers)

* Психоакустические компрессоры (psychoacoustic compressors)

* Проигрыватели (players)

* Системы для радиовещания и дискотек (delivery systems)

* Утилиты и управляющие программы (utility/control software)

Многие программы сочетают в себе функции из разных классов: например, звуковые редакторы и секвенсоры нередко предоставляют также возможности процессоров (обработка в реальном времени), а музыкальные процессоры и автокомпозиторы часто имеют функции секвенсора.

 

1. Звуковые процессоры

          Имитируют работу типовых устройств обработки звука, применяемых в студийной работе -усилителей, ограничителей, шумоподавителей, компандеров, эффект-блоков и т.п. Существует три основных типа процессоров:

* Нелинейные (off-line) - получают сигнал в виде дискового файла, предварительно записанного другими средствами, и записывают результат обработки в другой дисковый файл.

* Сквозные реального времени - получают сигнал непосредственно с аудиопорта и выводят результат в другой порт.

* Подключаемые модули (plugins) - получают сигнал от другой программы при помощи специального программного интерфейса (API) и возвращают результат обработки этой же программе. Фактическим стандартом такого интерфейса стал Microsoft DirectX. Модули обычно поддерживают обработку в реальном времени.

Процессоры первого типа разрабатывались достаточно давно, уступая место процессорам второго типа по мере роста мощности компьютеров. После появления системы DirectX популярные процессоры разрабатываются в этом интерфейсе.

Подробнее с работой звуковых процессоров ознакомимся на примере  нескольких прграмм:

1.  DSP/FX Virtual Pack

(Разработчик - Power Technology. Последняя выпущенная версия - 6.2.)

Программа имеет набор модулей обработки, которые могут использоваться как посредством интерфейса DirectX, так и непосредственно обрабатывать сигнал, полученный из Wave-файла или аудио-порта. Модули могут использоваться также в качестве расширителей системы многоканальной записи SAW и проигрывателя WinAMP.

Алгоритмы перенесены с аппаратной платы эффектов DSP/FX. При наличии в системе плат DSP/FX модули могут использовать процессоры плат; в противном случае вся обработка выполняется программно.

Каждый модуль поддерживает набор пресетов (предустановок) и управление параметрами посредством MIDI-контроллеров.

В состав пакета входят следующие модули обработки:

 

StudioVerb - параметрический ревербератор с моделированием помещения.

 

AcousticVerb - еще один тип ревербератора.

 

Optimizer - мягкий пиковый ограничитель и сглаживатель цифровых шумов (dithering).

 

Aural Activator - генератор гармоник для восстановления потерянных высокочастотных составляющих.

 

Stereo Pitch Shifter - модуль стереофонического изменения высоты. Изменяет высоту входного сигнала в соответствии с поступающими MIDI-нотами и перемещением регулятора Pitch Bend. Может использоваться для коррекции неточно выдержанных по высоте нот.

 

Multi-Tap Delay - имитатор множественных отражений внутри помещения, от реверберации до длительных эхо.

 

Analog Tape Flanger - имитатор аналогового ленточного фленжера.

 

Multi-Element Chorus - имитатор хорового эффекта путем моделирования пространственного разделения звука.

 

Parametric EQ - 8-полосный параметрический эквалайзер.

 

Auto-Panner - модуль автоматического позиционирования сигнала на стереопанораме.

 

Tremolo - модуль внесения амплитудного вибрато (тремоло).

 

Widener - расширитель зоны стереоэффекта.

 

 

2. Cylonix Vocoder

(Разработчик - James J. Clark. Последняя выпущенная версия - 2.00).

18-полосный вокодер реального времени.

 

В основу многополосного вокодера положено то, что, речевой аппарат человека работает по разностному принципу: исходный звук голосовых связок, богатый гармониками, подвергается динамическому управлению - резонансному усилению, амплитудной модуляции и фильтрованию - при прохождении через речевой тракт. Принцип работы такого вокодера состоит в разложении речевого управляющего сигнала (modulator) на заданное количество частотных полос и анализе динамики в каждой полосе. Полученные в результате анализа сигналы с определенной точностью повторяют динамику работы речевого тракта. Эти сигналы управляют банком частотных фильтров, через которые пропускается богатый гармониками несущий сигнал (carrier); в результате на выходе банка образуется "говорящий" несущий сигнал, как если бы звук подобного тембра издавали сами голосовые связки.

Как несущий, так и управляющий сигнал может быть сгенерирован несколькими способами - самой программой, введен с аудио-порта, либо взят из готового Wave-файла.

Вокодер имеет множество параметров: ширина полосы фильтра, пропорции смешивания входных и выходных сигналов, способы распознавания речевых звуков, режим воспроизведения высоты управляющего сигнала, виды отображения управляющих сигналов на банки фильтров. Различные способы отображения - сдвиг на несколько полос, инверсия, перестановка соседних полос и т.п. - позволяют в чрезвычайно широких пределах менять тембр полученного сигнала.

Каждый канал вокодера имеет набор регуляторов - уровень, стереопанорама, время затухания, задержка, время и интенсивность эха, уровень дополнительных искажений.

Возможно также отключение анализа управляющего сигнала - тогда программа работает, как обычный 18-полосный эквалайзер.

 

2. Системы многоканальной записи и сведения

Предназначены для многодорожечной записи и воспроизведения фонограмм подобно многоканальному магнитофону, а также для оконечного сведения (микширования) многодорожечной фонограммы. Основными функциями являются монтажные операции на дорожках, совмещение звуковых фрагментов, организация плавного перехода одних фрагментов в другие, регулировка громкости и положения на стереопанораме для каждой дорожки, перезапись всей дорожки или ее отдельных фрагментов.

Большинство систем многоканальной записи предназначено для работы в серьезных студийных условиях, поэтому практически все они имеют поддержку удаленного управления (MMC), синхронизации с внешними устройствами (SMPTE). Ряд современных систем поддерживает также синхронизацию с видеороликами.

В многоканальных системах используется преимущественно неразрушающий (non-destructive) монтаж. Это означает, что программа оперирует на многодорожечной панели не с самими звуковыми данными, а лишь со ссылками на их фрагменты (clips). Это заметно уменьшает требования к памяти, ускоряет доступ к данным и вдобавок защищает их от нежелательного изменения.

Подробнее с работой систем многоканальной записи и сведения ознакомимся на примере нескольких прграмм:

1. DDClip Pro

(Разработчик - SoftLab-NSK Последняя выпущенная версия - 3.01)

 Новосибирская система многоканальной записи, монтажа, сведения и компоновки с видеоданными.

 

Предоставляет до 32 аудиодорожек, одну MIDI-дорожку и две видеодорожки. Каждая дорожка может содержать произвольное количество клипов - звуковых или видеофрагментов, каждый из которых, в свою очередь, является ссылкой на определенный участок исходных данных - аудио, MIDI или видео.

Технология работы в DDClip основана на подборе и совмещении клипов всех трех видов. Для создаваемого ролика заготавливаются все необходимые фрагменты, затем они в нужном порядке расставляются по дорожкам, после чего выполняется точная подгонка, выравнивание, настройка уровней громкости и панорамы, наложение эффектов и окончательное сведение.

На видеодорожках доступны простые операции видеообработки - обрезание кадра, плавные переходы между кадрами. Видеоролики воспроизводятся на любом устройстве с интерфейсом Video for Windows.

Поддерживается дополнительный монитор для вывода видеороликов.

На клипы могут накладываться профили - огибающие громкости и стереобаланса. Также могут быть наложены эффекты реального времени - delay, echo, chorus, phaser, flanger, графический/параметрический эквалайзеры. Несколько эффектов могут быть связаны в цепочку. На весь проект могут быть наложены глобальные (master) эффекты из этого же набора.

Вспомогательное окно Clip Collection (коллекция клипов) является удобным средством для быстрого выбора подходящих клипов и перетаскивания их в нужные места дорожек.

2.  n-Track Studio

(Разработчик - Flavio Antonioli Последняя выпущенная версия - 2.0.2).

Система записи, монтажа и сведения с некоторыми функциями MIDI-секвенсора. Возможен разрушающий и неразрушающий монтаж. Количество аудио- и MIDI-дорожек не ограничено. Поддерживаются работа с DirectSound-портами и звуковые форматы до 24 разрядов и 96 кГц.

 

Имеет раздельные индикаторы уровня записи и воспроизведения, возможность синхронизации с видеороликом (AVI/MPEG), огибающие громкости/панорамы в режиме неразрушающего редактирования, метроном.

Для обработки применяются собственные и DirectX-модули, обработка возможна как при воспроизведении, так и в режиме прямого ввода с порта (live input). В состав встроенных модулей входят Chorus, Vol/Pitch Shift, Echo, Compression, Reverb.

Для просмотра и редактирования MIDI-дорожек имеется окно Piano Roll с несложным интерфейсом и возможностью квантования (quantize).

 

3. Звуковые редакторы

Объединяют функции цифрового магнитофона, звуковой монтажной станции и набора устройств обработки звука (процессоров). Осуществляют запись, воспроизведение и монтаж (вырезка, вклейка, замена фрагментов фонограммы). Чаще всего имеют набор встроенных и/или подключаемых звуковых процессоров, с помощью которых реализуется сложная обработка записанной фонограммы. Редактор может быть многоканальным, допуская раздельную запись и обработку нескольких звуковых дорожек с последующим их сведением (микшированием). Ряд редакторов предоставляет звуковые процессоры реального времени, а также средства для исследования сигнала - спектроанализаторы, взвешивающие фильтры и статистические функции.

Среди типовых функций звуковых редакторов наиболее общими являются:

* Запись и воспроизведение звукового сигнала через аудиопорт звукового адаптера (карты)

* Чтение и запись звуковых файлов, преимущественно формата RIFF PCM (WAV), а также других распространенных форматов

* Возможность обработки моно- и стереосигнала с разрядностью 8 и 16 и частотой дискретизации до 44 100 Гц (нередко - до 24 разрядов и 96 кГц)

* Монтаж сигнала (вырезка, вставка, удаление и размножение фрагментов)

* Различные способы выделения рабочего участка (selection) при монтаже с выравниванием (snap) по точкам пересечения нуля (zero crossing), по времени (time), по ритмическим долям (beats)

* Пометка точек и фрагментов фонограммы с ведением списка таких пометок, из которого можно быстро перейти к помеченному участку, а также поддержка списка участков проигрывания (play list), с помощью которого можно заменить линейное проигрывание на "рваное"

* Основные операции обработки: усиление/ослабление, нормализация (такое масшабирование сигнала, чтобы его амплитуда точно вписалась в заданный диапазон), плавное увеличение/снижение уровня громкости (fade), изменение стереобаланса (pan), сжатие/растяжение динамического диапазона (compress/expand), пороговое пропускание (gate), наложение огибающей (envelope)

* Основные виды эффект-обработки: phaser, flanger, reverb, delay, echo, overdrive, distortion, fuzz и т.п.

* Специальные операции: частотное фильтрование (filter/EQ), изменение высоты (pitch) сигнала или длительности (stretch) участка фонограммы, ослабление шумов (noise, hiss) и щелчков (clicks, pops), формирование музыкальных звуков из участков фонограммы, спектральный анализ всей фонограммы или ее участка

* Преобразование формата сигналов - частоты дискретизации, разрядности отсчета и количества каналов, смешивание стереоканалов в один

* Генерация сигналов различной формы и характеристик - как стационарных, так и с изменяющимися во времени параметрами, а также шумов с различным распределением

* Доступ к зарегистрированным в системе внешним модулям (plugins) обработки звука в стандарте DirectX/ActiveMovie, которым передается для обработки выделенный участок фонограммы

* Синхронизация записи/воспроизведения по MIDI - запуск записи или воспроизведения по внешнему событию, посылка синхронизирующих сообщений другим устройствам (ведущее устройство, master sync), синхронизация по приходящим от других устройств сообщениям (ведомое устройство, slave sync)

Подробнее с работой звуковых редакторов ознакомимся на примере  нескольких прграмм:

1. Sound Forge

(Разработчик - Sonic Foundry Последняя выпущенная версия - 4.5c).

Многооконный редактор с поддержкой OLE, видеороликов в формате AVI и дополнительного монитора для их отображения в процессе работы.

При работе с файлами в 16-разрядном формате PCM (WAV) есть возможность открыть файл в режиме непосредственного доступа (Direct mode), без промежуточного копирования. Это заметно ускоряет работу, однако лишает возможности сохранить прежнюю версию файла при аварийном завершении.

Максимально достижимое увеличение - одна точка экрана на один отсчет оцифровки, чего в ряде случаев явно недостаточно для хорошего рассмотрения формы волны.

Автоматическое выравнивание при выделении - по точкам пересечения нуля и временным меткам.

При монтаже удобно пользоваться функциями Preview Cur/Cursor (прослушивание, каким будет результат вырезки, до выполнения самой вырезки) и Pre-roll to Cursor (прослушивание небольшого участка перед курсором).

Поддерживается список помеченных участков (regions) и выборочного проигрывания.