Студентам > Курсовые > Звуковые системы IBM PC
Звуковые системы IBM PCСтраница: 2/5
приличный звук с минимумом финансовых затрат. Covox
не даром
называют "SoundBlaster для бедных" ибо
стоимость его на поря-
док ниже самой дешевой звуковой карты. Суть
Covox'a крайне
проста - на любой стандартной IBM-совместимой
машине обяза-
тельно присутствует _параллельный_ порт ( обычно он
использует-
ся под принтер ). На этот порт можно посылать 8-ми
битовые ко-
ды, которые после простого смешивания на выходе дадут
вполне
удовлетворительное mono звучание.
Одна из многочисленных схем covox'a представлена ниже :
Resistor naminals :
75 is normally
7,5 KOm
15 is normally
15 KOm
18 2 3 4 5 6 7 8 9
│ │ │
│ │ │ │ │ │
│ █1 █1
█1 █1 █1 █1 █1 █1
│ █5 █5
█5 █5 █5 █5 █5 █5
│ 15 │ │
│ │ │ │ │ │
├────█████──┴─┐├─┐├─┐├─┐├─┐├─┐├─┐├─────┐
│ ││ ││
││ ││ ││ ││ ││
│
│
│█7│█7│█7│█7│█7│█7│█7
│
│
│█5│█5│█5│█5│█5│█5│█5
│
│ └┘ └┘
└┘ └┘ └┘ └┘ └┘
│
│
│
│ │
Ground
Analog Out
К сожалению из-за того, что
основные производители программно-
го обеспечения игнорировали это простое и остроумное
устрой-
ство ( сговор с производителями звуковых карт ), то
никакой
программной поддержки covox так и не получил. Однако,
не сос-
тавляет труда самостоятельно написать драйвер для
covox'a и за-
менить им драйвер любой 8-ми битовой звуковой карты,
которая
используется в DAC-режиме, или немного изменить код
программы,
перенаправив 8-ми битовую оцифровку, скажем в 61-ый
порт ППИ.
2. Adlib
Сейчас уже полулегендарная Adlib Sound Card в свое
время произ-
вела революцию в мире PC и стала основой всего
многочисленного
семейства FM-карт. Конструктивно Adlib устроен очень
просто, он
состоит из Oscillator'a,
Envelope Generator'a и Level
Controller'a, соединенных последовательно (
последовательность
этих устройств носить также название
"operator" ).
┌──────────┐
┌──────────────────┐
┌────────────────┐
│Oscillator├─>│Envelope
Generator├─>│Level Controller├─> OUTPUT
└──────────┘
└──────────────────┘
└────────────────┘
Oscillator - генерировал звуковую волну определенной
частоты,
Envelope Generator - "извращал" волну ( мог
например сдвинуть фа-
зу, etc ), этакий предок звукового процессора, а Level
Controller
- регулировал уровень выходного сигнала.
Adlib Music Syntezator Card ( ALMSC ) содержал 18 таких
операто-
ров. Сами же операторы работали парами и следовательно
существо-
вало 2 вида соединения операторов : последовательное
или парал-
лельное. В "классическом" FM-синтезе
применяется последова-
тельное соединение операторов :
┌─────────────┐
┌─────────────┐
│ Operator │ │
Operator │
│ A
├─>│ B ├─> SPEAKER
└─────────────┘
└─────────────┘
здесь
Operator A - ведущий ( Modulator )
Operator B - ведомый ( Carrier )
Оператор B генерирует несущую частоту, которая
изменяется сог-
ласно волне, генерируемой оператором A. Не смешивается
с этой
волной, а именно управляется ей ! Тут уместна некоторая
аналогия
с транзисторным ключем, в котором напряжение одном из
входов
(оператор A) управляет протекающим через него током
(оператор B).
Существует также параллельный метод соединения
операторов :
┌─────────────┐
│ Operator │
│ 1.
├──┐
└─────────────┘
│
├─>
SPEAKER
┌─────────────┐
│
│ Operator │ │
│ 2.
├──┘
└─────────────┘
Этот метод хорошо подходит для генерирования
"органоподобных"
звуков, то есть небольшого количества продолжительных
звуков, ко-
торые являются простой суперпозицией ограниченного числа
матема-
тически правильных волн.
Исходя из вышесказанного и помня о том, что Adlib
содержал 18
операторов, можно сделать вывод, что количество
одновременно
проигрываемых звуков не могло быть больше 9. Однако
разработчики
Adlib'a учли, что некоторые музыкальные инструменты (
например
разного ударные, перкуссии ) вполне могут быть
имитированны од-
ним оператором, и предусмотрели работу карты в двух
основных ре-
жимах :
1. Стандартный:
Все операторы разбиваются на пары и одновременно
может быть
воспроизведено 9 мелодий ( голосов ).
2. Режим перкуссии ( percussion mode ) :
В этом режиме расклад такой :
- 6 melodic instruments (12
operators)
- 1 Bass Drum (2 operators)
- 1 Snare Drum (1 operator)
- 1 Tom-Tom (1 operator)
- 1 Cymbal (1 operator)
- 1 Hi-Hat (1 operator)
таким образом количество
одновременно проигрывемых мелодий
может достигает одинадцати; может, потому что Adlib Inc.
предус-
мотрела всего девять (!) регистров для каждой мелодии,
таким об-
разом потенциальная возможность получить 11 мелодий
осталась не
реализованной.
NB: не надо понимать слово "мелодия" буквально,
в данном контек-
сте это просто звук определенной частоты.
3. The SoundBlaster Pro (SB-pro)
The Creative Labs' SoundBlaster (SB) была
первой Adlib-совмести-
мой звуковой картой, которая могла записывать и играть
8-ми бито-
вые самплы, поддерживала FM-синтез с помощь
микросхемы Yamaha
YM3812. Оригинальная mono-модель SB была оснащена
одной такой
микросхемой, а более новая стерео-модель - двумя.
Наиболее продви-
нутая модель из этого семейства SB-pro. 2.0, эта карта
содержит
наиболее современную микросхему FM-синтеза ( стандарт
OPL-3 ).
SB-pro способен производить оцифровку/проигрывание
реального зву-
ка с частотой до 44.1 Hz ( частота CD-проигрывателей )
в стерео
режиме. Также с помощь внешних драйверов эта карта
поддерживает
General MIDI интерфейс. Содержит встренный 2-х ватный
предусили-
тель и контроллер CDD ( обычно Matsushita ).
Поддерживаемые входные устройства :
- Microphone,
- external line in.
Поддерживаемые выходные устройства :
- Audio,
- line out,
- SB compatible MIDI,
- SB CD-ROM interface.
SB-pro была полностью совместима с Adlib-картой, что
обеспечила
ей потрясающей успех на рынке недорогих домашних
звуковых систем
( прежде всего это касалось игр). И хотя профессионалы
были недо-
вольны неестественным "металлическим" звуком,
да и симуляция MIDI
оставляла желать лучшего, но эта карта пришлась по
вкусу много-
численным поклонникам компьютерных игр, которые
стимулировали
разработчиков вставлять в свои игры поддержку
SundBlaster-карт,
чем окончательно закрепили лидерство Creative Labs на
рынке. И
теперь любая программа, которая претендует на то, что
бы изда-
вать звук на чем-то отличным от PC-speaker просто обязана
поддер-
живать, ставшим de-facto стандартом SB. В противном
случае она
рискуeт быть просто не замеченной.
4. SoundBlaster 16
SoundBlaster 16 (SB 16) это улучшенная версия
SB-pro,котoрая спо-
собна записывать и воспроизводить 16-и битовый
стерео-звук. И ко-
нечно SB16 полностью совместима с Adkib & SB.
SB-16 способна
проигрывать 8-и и 16-и битовые стерео самплы на частоте
до 44.1
KHz с динамической фильтрацией звука ( эта карта
позволяет в про-
цессе проигрывания подавить нежелательный диапазон частот
). SB16
также может быть оснащен специальной микросхемой ASP (
Advanced
|