_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Студентам


Студентам > Курсовые > Типология техники. Современные тенденции развития техники

Типология техники. Современные тенденции развития техники

Страница: 1/5

Оглавление

Оглавление.......................................................................................................... 1

Введение.............................................................................................................. 2

Типология техники.............................................................................................. 4

Особенности классификации технических объектов............................... 4

Техника в «горизонтальном» и «вертикальном» разрезе......................... 4

Активная и пассивная техника.................................................................. 5

Сложные технические системы................................................................. 7

Социальные функции техники................................................................. 10

Современные тенденции развития техники.................................................. 12

Современная техника и современное общество........................................ 12

Техника и сфера управления.................................................................... 12

Техника, естественные науки и производство....................................... 13

Техника и социальное развитие общества.............................................. 14

Информационные технологии..................................................................... 16

Концепция информационного общества................................................ 16

Информатизация общества и Интернет.................................................. 18

Ответственность информационных систем........................................... 20

Развитие биотехнологии.............................................................................. 23

Субъект и объект биотехнических исследований.................................. 24

Биотехнологии, естественнонаучное познание и технические науки. 24

Биотехнические системы в комплексе социальных отношений.......... 26

Заключение........................................................................................................ 27

Литература......................................................................................................... 28

 

Введение

Современная наука и инженерная деятельность втягивает в орбиту человеческой жизнедеятельности принципиально новые типы объектов, требующие развития новых стратегий обращения с ними. В повседневной практике мы все чаще имеем дело уже не просто с техническим устройством или машиной, усиливаю­щими возможности продуктивной деятельности человека, и даже не просто с человеко-машинными системами, а со сложными сис­темными комплексами, в которых увязываются в качестве ком­понентов единого целого технический процесс, связанный с функционированием человеко-машинной системы, локальная природ­ная экосистема (биоценоз), в которую данный процесс должен быть внедрен, и социокультурная среда, принимающая новую технологию. Весь этот комплекс в его динамике предстает как особый развивающийся объект, открытый по отношению к внеш­ней среде и обладающий свойствами саморегуляции. Вместе с тем он внедряется в среду, которая в свою очередь не просто выступает нейтральным полем для функционирования новых сис­темных технологических комплексов, а является некоторым це­лостным живым организмом.

Такие процессы видоизменения технического объекта происходят практически во всех сферах жизни, начиная от рождения и до смерти человека. Да и сама жизнь становится в некоторой степени зависимой от развития техники и технологии в обществе: там, где техническому прогрессу открыты все пути для движения вперед, жизнь имеет больше шансов на продолжение. И я думаю, это утверждение нельзя просто опровергнуть (разработка технологии синтеза инсулина и миллионы спасенных человеческих жизней — один факт из миллиарда, но его одного вполне достаточно).  С другой стороны,  взрывное совершенствование и расширение области применения технических средств зачастую все чаще и чаще ставят под сомнение саму возможность существования жизни на планете. Что это — фатальный кризис цивилизации или начало новой эры человечества?

В моей работе дан обзор основных видов классификации современной техники, и особое внимание уделено рассмотрению общих тенденций  в развитии техники и технологий на рубеже тысячелетий. О том, какое место технические объекты и технологии занимают в обществе, рассказано на примере информационных  и биотехнических систем.

Несколько глав реферата посвящено проблемам взаимоотношений человека и современных технических систем, а также в них затронут вопрос об ответственности ученого, инженера за последствия деятельности их разработок на окружающий мир.

Типология техники

Особенности классификации технических объектов

Типологии реальных технических объектов или искусствен­ных материальных образований весьма многообразны и много­численны в виду того, что общая задача типологии искусственных объектов много сложнее, чем скажем, задача систематизации природных явлений. Дело здесь в том, что на фоне многообразных природных форм развиваются многочисленные системы искусственного происхождения, детер­минированные как природными, так и социальными закономер­ностями. Соответственно общие типологии (они, в основном, являются результатом научно-популярных об­общений) в большей степени отличаются неполнотой или слу­чайностью в выборе оснований типологии. Большинство клас­сификаций одномерны, следовательно, они составлены либо по одному какому-то основанию, либо эмпиричны [2]. Например, Шеменев Г. И. приводит    следующую классификацию: «...классы (совокупности) технических объектов: технологичес­кие, энергетические, транспортные, коммуникационные, информационные».  Однако, по мнению Щурова В. А., в ней сразу несколько оснований типологии, и это скорее перечисление самих оснований, чем типология техниче­ских объектов, а наиболее развернутую типологию техники мы можем найти в работе Волокова Г. Н. [1]. Обратимся к ней.

 

Техника в «горизонтальном» и «вертикальном» разрезе

В книге «Истоки и горизонты прогресса» Волков говорит о трех возможных основаниях классификации или типологии техники. Во-первых, технические объекты дифференцируются по деятельности, в системе которых они явля­ются средствами деятельности. Во-вторых, техника разделяется на активную и пассивную, где активная техника является сред­ством в системе деятельности, а пассивная средой или услови­ем деятельности. В-третьих, вводится неопределенное основание типологии техники — «вертикальный разрез» (дифференциация по деятельности — «горизонтальный разрез»), которое отража­ет иерархическую структуру современной техносферы. Четким является только подразделение техники по ее месту в системе деятельности. Два другие основания («горизонтальное» и «вер­тикальное» членение техники) являются интегративными и не­строгими. Рассмотрим эти классы (критерии) более подробно.

Для такой сложной системы, ка­кой является современная техника, следует прежде всего, по мнению автора, произвести «горизонтальный разрез», т. е. выяснить сначала, на какие отрасли она распадается по функциональному признаку. Горизонтальный разрез дает нам:

*         производственную технику;

*         технику транспорта и связи;

*         технику науки (например, синхрофазатрон);

*         военную (оборонную) технику;

*         технику образования (например, кибернетические экзаменаторы);

*         технику культуры и быта, (например, музыкальные инструменты);

*         медицинскую технику (например, кардиограф);

*         технику управленческого и государственного аппа­рата (например, ЭВМ, АСУ).

Следует отметить, однако, что в данной классификации информационная техника не выделяется в отдельную группу, что на мой взгляд сегодня не отражает сложившейся действительности. Информационную технику можно и должно выделить как самостоятельный и один из важнейших классов, поскольку обработка информации, как мы увидим позже, стала, пожалуй, первейшей задачей современного общества.

 

Активная и пассивная техника

Некоторые из развитых областей техники (производственная, транспорта и связи) могут быть подразделены на технику активную и пассивную. Пассивная техника включает:

*         сосудистую систему производства и транспорта, играющую особенно большую роль в химической промышленности;

*         производственные помещения: заводы, железные дороги, мосты, каналы;

*         гидромелиоративные сооружения;

*         технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение).

Пассивную технику не всегда удается четко вычленить из предметов материальной культуры вообще — гораздо более широкого понятия, чем техника. Здания, например, не относятся к технике, если они служат для жилья,  а являются просто предметом потребления и не включаются в систему технического воздействия на природу.

Для анализа активной техники требуется произвести «вертикальный разрез», т. е. рассмотреть логическую последовательность структурных звеньев, которые техника образует в ходе активного воздействия человека на природу. С этой точки зрения она состоит из:

1.      орудий общественной деятельности, которые делят­ся на орудия производства (инструменты ручного труда, орудия машин), орудия умственного труда (например, электронный переводчик) и орудия жизнедеятельности человека (например очки, слуховые аппараты, некоторые протезы, столовые приборы и пр.);

2.      производственных машин, управляющих орудиями производства;

3.      аппаратуры управления производственными машинами;

4.      аппаратуры управления технологическим процессом в целом;

5.      аппаратуры управления производственным процессом в целом;

6.      аппаратуры управления социально-экономическими процессами.

Последовательность перечисленных звеньев техниче­ской системы соответствует в принципе исторической после­довательности их возникновения. Сначала между челове­ком и природой существовало лишь одно техническое звено — орудия ручного труда (инструменты). С возникновением машин человек уже не управляет непосредственно инструментами, которые из орудия труда превращаются в орудие машины. Между человеком и предметом труда, та­ким образом, имеются уже два технических звена. Третье звено возникает с введением автоматики (примером может служить машина с программным управлением).

Техническая структура, использующая четвертое из пе­речисленных звеньев, применяется в некоторых отраслях промышленности, имеющих дело с за­крытым технологическим циклом. Таковы, например, атом­ные электростанции, подавляющее большинство гидроэлек­тростанций, многие химические предприятия, производства по выпуску изделий микроэлектроники. Интересно отметить, что как раз в этих отраслях техническая система лишена первого звена; иначе говоря, мы имеем дело здесь с безорудийной техникой. Так, в химических процессах в качестве «орудий» выступают химические свойства вещест­ва, обусловливающие взаимодействие элементов, их реак­цию. Вполне мыслима также и безмашинная техника.