_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Студентам


Студентам > Курсовые > Типология техники. Современные тенденции развития техники

Типология техники. Современные тенденции развития техники

Страница: 3/5

С точки зрения дальнейшей перспек­тивы технику можно рассматривать как элемент хозяйственных процессов. Ведь любая хозяйственная деятельность име­ет целью оптимальное использование наличных или добываемых ресурсов, техника же в этом процессе предназна­чена для мобилизации и умножения имеющихся ресурсов и открытия новых. Эта взаимосвязь принципиальна и пото­му действенна независимо от идеологи­ческих, политических и хозяйственных структур, господствующих в обществе.

В целом для процесса технизации свойствен­но следующее. Общество, характеризуе­мое определенными культурными воз­зрениями, правовыми институтами, со­циальными структурами и политически­ми силами, в рамках экономических процессов, на основе данных технологиче­ских знаний и умений, с учетом опреде­ленных ценностных и целевых представ­лений при использовании материальных ресурсов создает и применяет техниче­ские системы: этот процесс затем, в свою очередь, влияет на вышеназванные обла­сти и тем самым на дальнейший ход технизации.

Возвращаясь к анализу современного состояния в развитии техники, можно выделить два главных взаимообусловленных аспекта ее развития [2]. Первый — это автоматизация существующего произ­водства. С понятием автоматизации производства связывают самые различные явления от автоматического станка до автома­тизированного производства. Здесь автоматизация производства понимается как возможность резкого ускорения производства, того производства, которое существует сейчас, то есть такое изменение современного производства, которое приводит только к количественным изменениям. Но масштабы этих количествен­ных изменений такие, что приводят к противоречиям качествен­ной стороны современной машинной индустриальной техники.

Второй — это реализация систем автоматического проек­тирования изделий и технологий их изготовления. Комплексное решение всех трех задач: автоматизация производства, проекти­рование изделий и проектирование технологий — позволяет обес­печить «технологическую свободу» человека. Современное про­изводство (в широком смысле как противоположность потреб­лению) — это многоэтапный процесс, в котором десятки, а иног­да тысячи различных ступеней, а значит и профессий: конструк­торы (от художника-конструктора и главного конструктора до разработчиков отдельных технических узлов и деталей), техно­логи и разработчики технологического оборудования, непосред­ственные производители (от литья и производства заготовок до сборки и наладки), и все эти ступени автоматизируются.

Пока в реально существующих разработках уровней немно­го (три — четыре) и базовый модуль может быть в единствен­ном числе, а соединение модулей постоянное, то есть в резуль­тате получаются как бы традиционные автономные технические объекты. Но, во-первых, это уже не отдельный технический объ­ект, а семейство, проектирование и производство которого еди­но и, во-вторых, подобные многоуровневые технические объек­ты являются переходными, то есть новые принципы производ­ства сочетаются с традиционным вещным потреблением (осо­бенно в области средств потребления: легковые автомобили, ме­бель, бытовые приборы и другие). Функционирование много­уровневых технических объектов приближается к естественным процессам природных образований.

 

Техника и социальное развитие общества

Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной ма­терии и выражаются обусловленностью техники мерой челове­ка и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических объектов мож­но свести к следующим основным взаимообусловленным зако­номерностям:

Во-первых, тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек — природа.

Во-вторых, усложнение и развитие системы вариативных со­циальных функций техники.

В-третьих, качественное усложнение морфологической струк­туры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.

В пределах социального этапа развития материи развитие человека, как собственно социального образования, воплощает­ся в развивающейся технике, являющейся искусственным ком­понентом единого «тела» человека. Функции компенсаторная, организационная, моделирующая и социализирующая являются выражением сущности техники в ее качественной определен­ности и сохраняются на всем протяжении ее существования, то есть являются инвариантными. Развивающимися, изменяющи­мися являются функции, общие для человека и техники. Их развитие, усложнение выражается в процессе опредмечивания трудовых функций че­ловека в технике. Исторически этот процесс начинается с опред­мечивания орудиями ручного труда функций непосредственной обработки предмета труда. Машины опредмечивают двигатель­ные, энергетические функции человека, а современные автома­ты функции управления. В дальнейшем процесс опредмечива­ния техникой функций человека распространяется практически на все функции человека, то есть все проявления и взаимодей­ствия человека будут опосредованы техникой. Благодаря этому человеческие функции получают возможность развития, то есть происходит усложнение материи.

Усиление опосредования и изменение функций техники во­площается в качественном изменении самой техники. Общая закономерность ее развития выражается в трансформации еди­ничных автономных индивидуальных технических объектов в единую техническую систему, то есть в единый технический объ­ект.

Социальный философ Арнольд Гелен был первым, кто рас­смотрел возникновение симбиоза техники, промышленности  и политики. Он говорил о «явных судьбоносных процессах», возникающих и протекающих на базе социальных, экономических и политических суперструктур. «Огромные суперструктуры, — говорил он, — порожденные новой цивилизацией, становятся самостоятельными и «отчуждаются» [3]. По словам Гелена, этот комплекс с воз­растанием исследований в промышленности и их развитием при- обрел самостоятельность и способность самодвижения, и он не­заметно врывается в пространство культуры и общества, вместе взятых. Наряду с политической суперструктурой и ее связью с институтами этот научно-технический комплекс приобрел способность оказывать всеобщее и многостороннее воздействие.

Высококвалифицированный, перспективный инженер все больше отходит от технического производства или от своей основ­ной технической работы, ради которой он, собственно, и получил образование и подготовку; ему приходится посвятить себя задачам управления, ответственности и производительности, что приносит ему более высокий престиж.

Итак, мы рассмотрели общие тенденции развития современной техники. Видно, что практически во всех процессах совершенствования техники, изменения ее социальных функций заметно одно явление ­— внедрение средств информационных технологий. Эта тенденция совершенно очевидна, особенно сегодня — в эпоху лавинообразного развития средств телекоммуникаций, повсеместного использования экспертных систем, автоматизированных банков знаний и данных. Для этих процессов справедливы те же особенности, какие мы рассмотрели выше, а именно все долее глубокое проникновение техники в «нетехнические» области деятельности человека. Поэтому в следующих главах реферата я рассмотрю две очень интересные, на мой взгляд темы: информатизация жизни общества и развитие биотехнологий.

Информационные технологии

 

Концепция информационного общества

Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается, хранится передается в основном с помощью биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для увеличения объема материального производства в два паза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации [4]. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.

В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства.

Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания.

Информационно-компьютерная революция радикально технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средств связи.

Суммируя ранее сказанное можно сформулировать концепцию современного информационного общества [4].

Общество является информационным, если:

1)      любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

2)      в обществе производится, функционирует и доступно любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;

3)      имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и прежде всего, научную.

4)      в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

5)      происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

 Принятая здесь концепция позволяет теперь ранжировать и установить соотношение между понятиями информатизации, медиатизации, компьютеризации и электронизации всего общества.

Электронизация представляет собой в общем и целом инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологий и создании на их основе различных электронных устройств, включая интегральные схемы, микропроцессоры и т. д., применяемые в промышленности, научных исследованиях, бытовых приборах, транспорте и т. д.

Компьютеризация как бы надстраивается над электронизацией, создающей различные элементы и компоненты современных компьютеров, качество которых зависит в первую очередь от электронных приборов и устройств, включая устройства для запоминания, интегральные микропроцессорные схемы и т. д.

Информатизация общества — это процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре духовной жизни и быту.

Эффективность общества, основанного на знаниях, предполагает высокий уровень рациональной организации, взаимопонимания и согласованного гармонического взаимодействия. А это в глобальном масштабе возможно лишь при условии технологизации самой системы человеческого общения, если, конечно, понимать ее не в узком, техницистском, а в широком философском смысле. Поэтому важнейшей составной частью информатизации является медиатизация общества.

Медиатизация представляет собой подпроцесс информатизации, назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной  и личной связи, как раз и обеспечивающей в конечном счете доступ любого индивида ко всем источникам информации, ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения.

 

Информатизация общества и Интернет

Рассмотрим приведенную концепцию информационного общества А. И. Ракитова с точки зрения развития технической инфраструктуры процесса информатизации. Очевидно, что все составляющие информатизации общества так или иначе связаны с развитием средств микроэлектроники и вычислительной техники. И если с компьютеризацией и электронизацией все понятно, то связь медиатизации и средств вычислительной техники не совсем очевидна. Дело в том, что со времени написания книги [4] в обществе произошли значительные изменения. За последние несколько лет в деятельности человека прочно закрепились средства электронного общения — глобальные компьютерные сети, прежде всего сеть Интернет (в дальнейшем Сеть). Тема Сети сегодня усиленно муссируется в средствах массовой информации, литературе. Попробуем разобраться, какова роль Сети в процессе информатизации общества. Рассмотрим все шесть пунктов концепции. Итак,

1)      Сеть позволяет из любой точки планеты посредством телефонных, радио, спутниковых каналов получать доступ к информационным ресурсам, содержащим информацию по самому широкому спектру вопросов, начиная от анекдотов и кулинарных рецептов и заканчивая научной, политической, экономической информацией). Большая часть ресурсов Сети распространяется бесплатно, однако часть информации (в основном коммерческой) предназначена для продажи;

2)      доступ к ресурсам Сети организуется по единым протоколам (стандартам), которые не зависят от местонахождения и средств доступа пользователя (клиента). Эти стандарты весьма динамичны и развиваются с целью обеспечить все более и более широкие возможности Сети, однако это делается не в ущерб универсальности и общедоступности;

3)      в мире существует развитая сеть поставщиков информационных услуг такого рода. Их роль двояка. Первая задача — представить информацию в виде доступном для чтения средствами Сети и разместить ее в информационных хранилищах с возможностью оперативного поиска и обновления. Путем совершенствования технологии удалось получить средства, позволяющие решать эту задачу относительно просто, что открыло путь к единому информационному пространству широкому кругу пользователей: мелким и крупным коммерческим фирмам, научным организациям и простым людям. Вторая задача — обеспечить доступ к Сети как можно большего числа пользователей. Для этого в регионах создаются организации, целью которых является обеспечение доступа абонентов к Сети доступными средствами, например, с использованием телефонных линий. Число таких организаций растет (только в нашем городе их четыре), соответственно растет и число абонентов, потребляющих подобного рода услуги;

4)      Средства Сети на сегодняшний день позволяют не только обеспечить доступ к информационным архивам, но и предоставляют ряд интерактивных услуг, таких как дистанционный заказ товаров и услуг, управление удаленными объектами и т. д. Причем расширение спектра таких услуг является приоритетным в развитии Сети;

5)      использование ресурсов Сети стало источником сдвига в социальных структурах. Благодаря возможностям Сети в жизнь общества активно включились социальные слои, которые ранее были лишены такой возможности. Прежде всего это люди с физическими отклонениями. Интернет стал для них пожалуй единственным средством, посредством которого  эти члены общества могут иметь доступ к интересующей их информации, могут, объединившись, влиять на решение важных для них социальных и политических вопросов.

Таким образом, сеть Интернет — это, с одной стороны, продукт развития техники и информационных технологий, с другой стороны, мощный катализатор процесса всеобщей информатизации общества.