Студентам > Курсовые > Типология техники. Современные тенденции развития техники
Типология техники. Современные тенденции развития техникиСтраница: 3/5
С точки зрения дальнейшей перспективы технику можно
рассматривать как элемент хозяйственных процессов. Ведь любая хозяйственная
деятельность имеет целью оптимальное использование наличных или добываемых
ресурсов, техника же в этом процессе предназначена
для мобилизации и умножения имеющихся ресурсов и открытия новых. Эта
взаимосвязь принципиальна и потому действенна независимо от идеологических,
политических и хозяйственных структур, господствующих в обществе.
В целом для процесса технизации свойственно следующее.
Общество, характеризуемое определенными культурными воззрениями, правовыми
институтами, социальными структурами и политическими силами, в рамках
экономических процессов, на основе данных технологических знаний и умений, с
учетом определенных ценностных и целевых представлений при использовании
материальных ресурсов создает и применяет технические системы: этот процесс
затем, в свою очередь, влияет на вышеназванные области
и тем самым на дальнейший ход технизации.
Возвращаясь к анализу современного состояния в развитии техники, можно выделить два главных
взаимообусловленных аспекта ее развития [2]. Первый —
это автоматизация существующего производства. С понятием автоматизации производства
связывают самые различные
явления от автоматического станка до автоматизированного
производства. Здесь автоматизация производства понимается как возможность резкого ускорения производства, того производства, которое существует сейчас, то
есть такое изменение современного производства, которое приводит только к
количественным изменениям. Но масштабы этих количественных изменений такие,
что приводят к противоречиям качественной стороны современной машинной
индустриальной техники.
Второй — это реализация систем автоматического проектирования
изделий и технологий их изготовления. Комплексное решение всех трех задач: автоматизация
производства, проектирование изделий и проектирование технологий — позволяет
обеспечить «технологическую свободу» человека. Современное производство (в
широком смысле как противоположность потреблению) — это многоэтапный процесс,
в котором десятки, а иногда тысячи различных ступеней, а значит и профессий:
конструкторы (от художника-конструктора и главного конструктора до
разработчиков отдельных технических узлов и деталей), технологи и разработчики
технологического оборудования, непосредственные производители (от литья и
производства заготовок до сборки и наладки), и все эти ступени автоматизируются.
Пока в реально существующих разработках уровней немного
(три — четыре) и базовый модуль может быть в единственном числе, а соединение
модулей постоянное, то есть в результате получаются как бы традиционные автономные
технические объекты. Но, во-первых, это уже не отдельный технический объект, а
семейство, проектирование и производство которого едино и, во-вторых, подобные
многоуровневые технические объекты являются
переходными, то есть новые принципы производства сочетаются с традиционным
вещным потреблением (особенно в области средств потребления: легковые
автомобили, мебель, бытовые приборы и другие). Функционирование многоуровневых
технических объектов приближается к естественным
процессам природных образований.
Техника и социальное развитие общества
Основные закономерности развития техники детерминируются
основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются
обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и
влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом,
функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно
свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:
Во-первых, тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек — природа.
Во-вторых, усложнение и развитие системы вариативных социальных
функций техники.
В-третьих, качественное усложнение морфологической структуры
системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических
объектов.
В пределах социального этапа развития материи
развитие человека, как собственно социального образования, воплощается в
развивающейся технике, являющейся искусственным компонентом единого «тела»
человека. Функции компенсаторная, организационная, моделирующая и
социализирующая являются выражением сущности техники в ее качественной
определенности и сохраняются на всем протяжении ее существования, то есть
являются инвариантными. Развивающимися, изменяющимися являются функции, общие
для человека и техники. Их развитие, усложнение выражается в процессе
опредмечивания трудовых функций человека в технике. Исторически этот процесс
начинается с опредмечивания орудиями ручного труда функций непосредственной
обработки предмета труда. Машины опредмечивают двигательные, энергетические
функции человека, а современные автоматы функции управления. В дальнейшем
процесс опредмечивания техникой функций человека распространяется практически
на все функции человека, то есть все проявления и взаимодействия человека
будут опосредованы техникой. Благодаря этому человеческие функции получают
возможность развития, то есть происходит усложнение материи.
Усиление опосредования и изменение функций техники воплощается
в качественном изменении самой техники. Общая закономерность ее развития выражается
в трансформации единичных автономных индивидуальных технических объектов в
единую техническую систему, то есть в единый технический объект.
Социальный философ Арнольд Гелен был первым, кто рассмотрел
возникновение симбиоза техники, промышленности и политики. Он говорил о «явных
судьбоносных процессах», возникающих и протекающих на базе социальных,
экономических и политических суперструктур. «Огромные суперструктуры, — говорил
он, — порожденные новой цивилизацией, становятся самостоятельными и
«отчуждаются» [3]. По словам Гелена, этот комплекс с
возрастанием исследований в промышленности и их развитием при- обрел
самостоятельность и способность самодвижения, и он незаметно врывается в
пространство культуры и общества, вместе взятых. Наряду с политической
суперструктурой и ее связью с институтами этот научно-технический комплекс
приобрел способность оказывать всеобщее и многостороннее воздействие.
Высококвалифицированный, перспективный инженер все больше
отходит от технического производства или от своей основной технической работы,
ради которой он, собственно, и получил образование и подготовку; ему приходится
посвятить себя задачам управления, ответственности и производительности, что
приносит ему более высокий престиж.
Итак, мы рассмотрели общие тенденции развития современной
техники. Видно, что практически во всех процессах совершенствования техники,
изменения ее социальных функций заметно одно явление — внедрение средств информационных
технологий. Эта тенденция совершенно очевидна, особенно сегодня — в эпоху лавинообразного развития средств
телекоммуникаций, повсеместного использования экспертных систем,
автоматизированных банков знаний и данных. Для этих процессов справедливы те же
особенности, какие мы рассмотрели выше, а именно все долее глубокое
проникновение техники в «нетехнические» области деятельности человека. Поэтому
в следующих главах реферата я рассмотрю две очень интересные, на мой взгляд
темы: информатизация жизни общества и развитие биотехнологий.
Информационные технологии
Концепция информационного общества
Одна из основных особенностей состоит в том, что информация,
и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место.
Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека.
В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается,
хранится передается в основном с помощью биофизических структур, человек в
своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой
информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний,
требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии
развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических
инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации
и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для
увеличения объема материального производства в два паза необходимо
четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации [4]. В современных условиях отсутствие необходимых знаний
может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса.
Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком
совершенно непригодны.
В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и
исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее
ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую
превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства.
Все предшествующие изменения в производстве информации
касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это
достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио
и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса
создания, переработки и смысловой трансформации знания.
Информационно-компьютерная революция радикально
технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и
современных средств связи.
Суммируя ранее сказанное можно сформулировать концепцию
современного информационного общества [4].
Общество является информационным, если:
1) любой
индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое
время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе
автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания,
необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых
задач;
2) в
обществе производится, функционирует и доступно любому индивиду, группе или
организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость
предыдущего пункта;
3) имеются
развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных
ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося
научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в
состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и
прежде всего, научную.
4) в
обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и
отраслей производства и управления;
5) происходят
радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается
расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Принятая здесь концепция позволяет теперь ранжировать и
установить соотношение между понятиями информатизации, медиатизации,
компьютеризации и электронизации всего общества.
Электронизация представляет собой в общем и целом
инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и
широком внедрении полупроводников, приборов и других электронных технологий и
создании на их основе различных электронных устройств, включая интегральные
схемы, микропроцессоры и т. д., применяемые в промышленности, научных исследованиях,
бытовых приборах, транспорте и т. д.
Компьютеризация как бы надстраивается над
электронизацией, создающей различные элементы и компоненты современных
компьютеров, качество которых зависит в первую очередь от электронных приборов
и устройств, включая устройства для запоминания, интегральные микропроцессорные
схемы и т. д.
Информатизация общества — это процесс, в котором
социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы
не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляет собой
процесс прогрессивно нарастающего использования информационных технологий для
производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно
знаний. Результатом этого как раз и является возникновение информационного
общества, знаменующего радикальные преобразования не только в сфере производственных
структур и технологий, но главным образом в сфере социальных и экономических
отношений, в культуре духовной жизни и быту.
Эффективность общества, основанного на знаниях, предполагает
высокий уровень рациональной организации, взаимопонимания и согласованного гармонического
взаимодействия. А это в глобальном масштабе возможно лишь при условии
технологизации самой системы человеческого общения, если, конечно, понимать ее
не в узком, техницистском, а в широком философском смысле. Поэтому важнейшей
составной частью информатизации является медиатизация общества.
Медиатизация представляет собой подпроцесс
информатизации, назначение которого состоит в создании и распространении
новейших систем коллективной и личной связи, как раз и обеспечивающей в
конечном счете доступ любого индивида ко всем источникам информации, ко всем
уровням личностного, межличностного и группового общения.
Информатизация общества и Интернет
Рассмотрим приведенную концепцию информационного общества А.
И. Ракитова с точки зрения развития технической инфраструктуры процесса информатизации.
Очевидно, что все составляющие информатизации общества так или иначе связаны с
развитием средств микроэлектроники и вычислительной техники. И если с
компьютеризацией и электронизацией все понятно, то связь медиатизации и средств
вычислительной техники не совсем очевидна. Дело в том, что со времени написания
книги [4] в обществе произошли значительные изменения.
За последние несколько лет в деятельности человека прочно закрепились средства
электронного общения — глобальные компьютерные сети, прежде всего сеть Интернет (в дальнейшем Сеть). Тема Сети сегодня усиленно
муссируется в средствах массовой информации, литературе. Попробуем разобраться,
какова роль Сети в процессе информатизации общества. Рассмотрим все шесть
пунктов концепции. Итак,
1) Сеть
позволяет из любой точки планеты посредством телефонных, радио, спутниковых
каналов получать доступ к информационным ресурсам, содержащим информацию по
самому широкому спектру вопросов, начиная от анекдотов и кулинарных рецептов и
заканчивая научной, политической, экономической информацией). Большая часть
ресурсов Сети распространяется бесплатно, однако часть информации (в основном
коммерческой) предназначена для продажи;
2) доступ
к ресурсам Сети организуется по единым протоколам (стандартам), которые не
зависят от местонахождения и средств доступа пользователя (клиента). Эти
стандарты весьма динамичны и развиваются с целью обеспечить все более и более
широкие возможности Сети, однако это делается не в ущерб универсальности и
общедоступности;
3) в
мире существует развитая сеть поставщиков информационных услуг такого рода. Их
роль двояка. Первая задача — представить информацию в виде доступном для чтения
средствами Сети и разместить ее в информационных хранилищах с возможностью
оперативного поиска и обновления. Путем совершенствования технологии удалось
получить средства, позволяющие решать эту задачу относительно просто, что открыло
путь к единому информационному пространству широкому кругу пользователей:
мелким и крупным коммерческим фирмам, научным организациям и простым людям.
Вторая задача — обеспечить доступ к Сети как можно большего числа
пользователей. Для этого в регионах создаются организации, целью которых
является обеспечение доступа абонентов к Сети доступными средствами, например,
с использованием телефонных линий. Число таких организаций растет (только в
нашем городе их четыре), соответственно растет и число абонентов, потребляющих
подобного рода услуги;
4) Средства
Сети на сегодняшний день позволяют не только обеспечить доступ к информационным
архивам, но и предоставляют ряд интерактивных услуг, таких как дистанционный
заказ товаров и услуг, управление удаленными объектами и т. д. Причем
расширение спектра таких услуг является приоритетным в развитии Сети;
5) использование
ресурсов Сети стало источником сдвига в социальных структурах. Благодаря
возможностям Сети в жизнь общества активно включились социальные слои, которые
ранее были лишены такой возможности. Прежде всего это люди с физическими
отклонениями. Интернет стал для них пожалуй единственным средством, посредством
которого эти члены общества могут иметь доступ к интересующей их информации,
могут, объединившись, влиять на решение важных для них социальных и
политических вопросов.
Таким образом, сеть Интернет — это, с одной стороны, продукт
развития техники и информационных технологий, с другой стороны, мощный
катализатор процесса всеобщей информатизации общества.
|