Студентам > Курсовые > Типология техники. Современные тенденции развития техники
Типология техники. Современные тенденции развития техникиСтраница: 4/5
Ответственность информационных систем
В грядущем супериндустриальном или, точнее, информационном
и системотехнологическом веке информационные системы станут принимать решения во все более растущем
объеме.
В сложных областях управления, в области контроля над
данными и в управлении системами принятие решений предоставляется компьютерам,
имеющим чрезвычайно гибкое математическое обеспечение, обладающим логической
приспособляемостью. По логике вещей, компьютерам будет предоставлена функция
принятия решений также по жизненно важным социальным и даже индивидуальным
проблемам [5]. Это особенно касается военной области,
в которой задействованы сложнейшие технические системы, и в случае чрезвычайных
ситуаций человек просто не будет в состоянии достаточно оперативно и быстро принять
необходимые решения, притом достаточно ответственные. С другой стороны, сама
передача функции принятия решений компьютерным системам означает, что решения
принимаются без «ответственного лица», т.е. человека или группы людей.
Возникает вопрос: идет ли здесь речь о своего рода групповой и даже институциональной
«неответственности» за подготовку, реализацию и контролирование реализации
решений? Или другой вопрос в этой же связи: имеем ли мы право «привлекать к
ответственности» принимающие решения компьютерные системы? Здесь, по-видимому,
речь идет о возникшей и не существовавшей доселе новой опасности — снятия
самого чувства ответственности с человека. который по своей природе и роли с
производстве и обществе должен нести ее, и передачи этой ответственности
компьютерным системам. Для иллюстрации этого феномена
передачи функции «системам» можно привести пример: программирование заранее
обусловленных решений о запуске ракет на основе данных систем предварительного
оповещения, если иметь в виду слишком часто появляющиеся в печати сообщения о ложных тревогах. Можно ли,
позволительно ли доверять ответственность такого рода компьютерной системе,
если она даже весьма гибка, способна учиться, крайне чувствительна в сфере
восприятия дифференцированных данных? Кто же должен нести ответственность
фактически и этически?
За ложное решение, принятое компьютерной системой, не могут
нести ответственность в отдельности ни проектировщик, ни создатель программы
или математического обеспечения системы, ни руководитель соответствующего вычислительного
центра. Может ли такую ответственность нести политический деятель, стоящий
далеко от компьютерных систем и понимания их механизмов воздействия, однако
занимающий пост, облеченный ответственностью? И вообще существует ли здесь
общая, глобальная ответственность за нормальное функционирование, а также за
сбой или выход из строя решающих устройств?
Итак, человек вынужден довериться по возможности
безошибочным и безупречным информационным и решающим системам. Означает ли это,
что ответственность теперь заложена в системах? Можно ли сказать, что человек
постепенно освобождается от ответственности, в то время как системы становятся
все более «ответственными»? И вообще, в каком смысле система может быть ответственна?
Относится ли эта передача ответственности системам только к сфере поисков причин
тех или иных ошибок или сбоев в системах с целью восстановления безупречного
функционирования устройства? Или, быть может, такая «взявшая на себя
ответственность» система несет еще и юридическую, и даже моральную ответственность?
Вообще-то кажется ясно, что компьютеры не являются моральными, социальными существами
и что информационные системы не могут брать на себя — в узком смысле слова —
моральную ответственность. С другой стороны, если мы хотим воспрепятствовать
дальнейшему распространению какого-либо возникшего внутри системы состояния,
которое не содержит явного «состава преступления», достаточного для того,
чтобы обвинять его в отсутствии ответственности, фактически определенного рода
ответственность системы все же налицо.
У.Бехтель и Д.Снэппер в своих работах полностью
специфицируют реализуемые условия для гибко, программно регулируемых
разрешающих систем, которые, по их мнению, позволяют нам вменять этим системам
правовую и моральную ответственность [5]. Снэппер,
например, полагает, что с правовой точки зрения законы могут и должны быть
изменены так, чтобы компьютеры могли считаться «ответственными» в том смысле,
чтобы их эксплуатирующие (а в определенных случаях и их изготовляющие и
поставляющие) учреждения и предприятия гарантировали от возможного их выхода
из строя, сбоя или от ущерба, нанесенного ими по ходу их функционирования. Сам
компьютер «не может принимать некую (ментальную) установку по отношению к
сделанному им выбору». В этом смысле компьютеры не осуществляют каких-либо рефлективных,
тем более направленных на самих себя сознательных процессов или сознательных репрезентаций, которые бы учитывали
субъективность и положение действующего субъекта, как и его включение в контекст
других действующих субъектов. В этом, более специфическом, характерном для
социальности и моральности смысле компьютеру нельзя, разумеется, вменять
никакой ответственности. Компьютер, считает Снэппер, может нести
ответственность в плане своей способности обдумывать, однако в плане вполне сознательных
и произвольных (свободных от внешнего условия) действий он никакой
ответственности нести не может.
В той мере, в какой компьютерные и решающие системы именно
как системы с внутренней адаптационной способностью могут свои внутренние
состояния и свою продуктивную способность
приспосабливать к сигналам и данным внешней среды, они будут в состоянии
изменять свои реакции на данные в соответствии с вводимой программой и со
стратегическими метапрограммами. Такие системы в состоянии изменять свое поведение
и даже саму программу своего поведения при реакции на окружающую среду. Для
этого, по мнению Бехтеля, понадобятся «метаправила, назначение которых
сводится к тому, чтобы изменять правила внутри самой системы. Например,
обучение внутри какой-либо производственной системы требует внутренние правила
производства, которые, если их активизировать, могут дополнительно создавать
новые выработки, снимать или изменять другие». Конечно, традиционный
последовательный компьютер, напоминающий неймановскую архитектуру, не может
реализовать что-то подобное, однако существуют
формы реализации и модели «параллельно обрабатывающих процессорных автоматов,
которые смоделированы в соответствии с нейронной сетью человеческого мозга».
Параллельно работающая адаптивная система, сориентированная на внешнюю среду,
также не «регулируется исключительно эксплицитными правилами, накопленными
внутри системы», но создает курс и стратегию в зависимости «от начального
активирования, от степени переплетения между единицами» и последующими сигналами
из окружающей среды. Из приспособительной системы вырастает обучающаяся
система, которая «может принимать решения как ответ на различные введенные данные».
Из всего сказанного Бехтель делает вывод, что такого рода
параллельно обрабатывающие, обучающиеся средние системы не показывают, конечно,
внутренние желания или состояния, базирующиеся на каких-либо убеждениях в реалистическом
смысле этих понятий, однако они все же будут реагировать функционально
соответственно. Высокая степень гибкости, способность адаптироваться и
обучаться в отношении сигналов и побуждений («раздражителей»), исходящих из
окружающей среды, внутренняя способность к формированию обучающих стратегий и
соответствующие метаправила над поведенческими правилами позволяют нам, по его
мнению, рассматривать систему так, как если бы она имела собственные мнения и
желания, имеющие силу причины, лежащей в основе внутренне возникших. Решения
должны исходить из причины и находиться под ее контролем с тем, чтобы у нас
было основание говорить об их «ответственности».
Развитие биотехнологии
Биотехнология — это настоящее, но еще в большей мере будущее
науки, технологии производства. Следовательно, в определенном смысле это,
наравне с глобальной информатизацией, и будущее человечества. Значительные
возможности биотехнологии в решении коренных социально-экономических проблем современного
общества, многоаспектность ее влияния на общество (производство, сельское
хозяйство, медицину, решение глобальных проблем, общественное сознание) позволяют
не только рассматривать научные исследования в этой области как приоритетные,
но и порождают спектр философско-методологических проблем, требующих своего
осмысления.
Биотехнология представляет собой область биотехнических
исследований, развитие которых связано с процессом технизации биологии.
Названный процесс обусловлен усиливающимся взаимодействием биологии с
техническими науками, прежде всего микроэлектроникой и материаловедением, и
производством в рамках формирующейся системы «наука — техника — производство».
В результате появляются особенности биологического познания, а также новые
формы овеществления биологических знаний в практике общественного производства
(создание биотехнических систем, биотехнологии, биоиндустрии).
Субъект и объект биотехнических исследований
В теоретико-познавательном отношении особенности
биотехнических исследований связаны с изменением субъекта и объекта
биологического познания — происходит формирование субъекта и объекта
биотехнических исследований [6].
Объект биотехнических исследований задается исследователем
путем проектирования и конструирования — процедур, традиционно используемых в
технических науках и инженерной деятельности. В настоящее время в биологии существует
реальная возможность конструировать новые живые системы, направленно
изменяя наследственный аппарат вирусов, микроорганизмов Как результат
конструирования и проектирования объект биотехнического исследования становится
искусственным (станет ли искусственной сама жизнь?). Причем процесс
конструирования биотехнического объекта подчинен цели последующего
производственного использования его, что также не является традиционным для
биологии, а составляет особенность технических наук. Меняется характер и направленность
познавательной деятельности субъекта биологического познания. Проектная и
конструкторская деятельность формирует в научно-биологическом исследовании
фигуру биоконструктора, биоинженера.
Характеристики объекта биотехнического исследования,
закономерности его функционирования должны описываться адекватной системой
понятий. Поэтому закономерной является эволюция понятийного аппарата биологии в
условиях ее технизации. В последние годы в научно-биологической литературе появились
понятия, ранее не свойственные биологии,— биотехнические системы, биотехника,
биоинженерия, конструирование, проектирование, искусственные организмы,
биоиндустрия.
Биотехнологии, естественнонаучное познание и
технические науки
Структурная организация биотехнологии (включающая связи со
многими областями биологии, с химией, физикой, математикой, с техническими
науками, инженерно-технологической деятельностью, с производством) позволяет интегрировать
в ее рамках естественнонаучные, научно-технические знания и производственно-технологический
опыт. При этом формы интеграции науки и производства, осуществляемые в рамках
биотехнологии, качественно отличаются от форм интеграции, реализуемых во
взаимодействии других наук с производством. Во-первых, технические приемы
используются в таких областях биологии, которые уже явились результатом
интеграции с физикой, химией, математикой, кибернетикой,— генная инженерия,
молекулярная биология, биофизика, бионика и др. В результате формирование
понятий биотехнологии, носящих синтетический характер, отражает определенный
момент в движении к системе общетехнических понятий, охватывающей кроме
традиционных новые виды технических объектов, технической деятельности.
Во-вторых, в форме биотехнологии задается ориентация развития нового
технологического способа производства, в котором существовала бы фаза,
направленная на восстановление нарушенного природного равновесия. Биотехнология
и в этом, экологическом, отношении проявляет свои преимущества: она способна
функционировать таким образом, что возможно использование полученных на
отдельных стадиях синтеза продуктов в сложных циклах производства, т. е. появляется
возможность разработки безотходных производственных технологических процессов.
Наиболее перспективной областью биотехнологии является
генная инженерия. Технологичность генной инженерии связана с возможностью
использовать ее объекты и знания не только в производственных целях, а именно
для разработки новых технологических процессов. Она технологична по содержанию
своей исследовательской деятельности, так как ее основу составляют проектирование
и конструирование «искусственных» молекул ДНК. В методологическом смысле в
генной инженерии налицо все признаки конструирования: проект-схема, отражающая
замысел исследователя и определяющая целевую направленность будущего объекта,
искусственность исследуемого объекта: целенаправленная конструкторская
деятельность, результатом которой является новый искусственный объект —
молекула ДНК.
Как видно, генная инженерия технологична как во внешнем
(производственно-технологическом), так и во внутреннем (собственное содержание
науки, ее методы) отношении.
Особенности генной инженерии как технологии связаны с
качественной спецификой конструирования в ней в сравнении с конструированием в
инженерно-технических областях. Эта специфика состоит в том, что результатом
конструирования выступают саморегулирующиеся системы, которые, являясь биологическими,
в то же время могут квалифицироваться как искусственные (технические). Следует
также подчеркнуть, что если в инженерно-технической деятельности
конструирование и техническое воплощение новых
систем связано с системной проектировочной
деятельностью, то в биологии конструирование связано со всей системой
физико-химических, молекулярно-биологических методов и знаний, которые
интегрированы в теоретической модели, предшествующей искусственной системе.
Биотехнические системы в комплексе социальных
отношений
Очевидно, что генная инженерия и другие биотехнологии имеют
огромное положительное социальное значение. Однако, как и в случае с
информационной техникой, возникает множество вопросов об этической приемлемости
такого направления развития научно-технического прогресса. Прежде всего это
касается генной инженерии и синтеза интеллектуальных биотехнических систем. До
сих пор не утихают дискуссии на тему внедрения технологии клонирования (генного
копирования) живых организмов, а полемика вокруг проблемы сосуществования
человека и биоробота была начата на страницах научно-фантастических романов еще
в прошло веке. Фактически здесь возникают те же вопросы, что и в случае
глубокой интеграции информационных систем в жизнь общества. Но решение этих
вопросов куда более сложная задача, нежели во втором случае. Дело в том, что,
как отмечалось в предыдущей главе, чисто технические системы, как бы они не
были сложны, остаются лишь техническими системами, которым не может быть
вменена моральная ответственность за их действия. В случае же биотехнических
систем такая ответственность может возникать в силу происхождения системы.
Кроме того, в этом случае нельзя сбрасывать со счетов ответственность перед
такой системой, поскольку моральные устои современного общества подразумевают
ответственность человека перед биологическим существом. Таким образом,
возникает реальная опасность создания членов общества, неподвластных самому
этому обществу, а это уже прямой путь к нарушению социальной стабильности.
Заключение
Итак, результаты проведенного исследования демонстрируют,
что современное общество находится на переломном этапе своего развития. Можно
сказать, что мы стоим на пороге новой цивилизации, которая будет принципиально
отличаться от всех общественных формаций, которые существовали в истории человечества.
Это общество мы назвали информационным или информационно-экологическим.
Принципиальное отличие такого образования заключается в том, что на первый план
в нем выходит не материальное производство, что было характерно для прошлого
человечества, а производство и перераспределение информации в широком смысле.
Очевидно, обработка информации (в том числе биологической), станет определяющим
фактором развития современной техники и технологий.
Безусловно, такой поворот в истории развития человечества
произошел неслучайно и направлен не просто на повышение уровня жизни членов
общества, а является единственным средством на пути к выживанию в условиях нарастающего
экологического кризиса. Однако путь этот оказывается не таким простым, как
можно было бы предположить. Дело в том, что при переходе общества на новый
уровень производства возникают уже не технологические, как это было ранее, а
социально-психологические проблемы. Впервые творение человеческих рук оказывается
не средством удовлетворения потребностей, а фактором, от которого зависит
существование самого творца. Можно сказать, что к такому повороту событий не
оказались готовы ни один из социальных институтов, в том числе и философия.
Таким образом, вопрос о сосуществовании современных технических систем и самого
человека, по-видимому, станет основным для ученых и философов конца XX — начала XXI веков.
Литература
1. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса.
– М., 1976.
|