_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Студентам


Студентам > Рефераты > Искусственный интеллект

Искусственный интеллект

Страница: 7/8

 

 

            Задание предусматривает формулировку решаемой задачи и необходимых для ее решения параметров.

            Команда обычно используется для перехвата инициативы или выполнения технологических действий: просмотр, распечатка.

            Альтернативные вопросы и вопросы с фиксированной структурой применяется, когда на данном этапе возможно осуществить выбор в зависимости от реакции пользователя.

            Вопросы со свободной структурой ответа не содержат никаких сведений относительно ожидаемых свойств ответа. Однозначность не гарантируется.

            Для введения однозначности в данном случае вводиться операция перефразирования. Перефразирование заключается в переформулировании высказывания на естественном языке.

            Иногда применяется способ изменения темы диалога, который заключается в уяснении нового термина машиной, используемого пользователем. При этом создаются поддиалоги из одного или нескольких шагов с последующим возвратом к исходному.

 

              КОМПОНЕНТ ПОНИМАНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

 

            Данный компонент включает в себя анализ и интерпретацию высказывания. Анализ сводится к 3 составляющим:

            1. Анализ слов

            2. Анализ предложений

            3. Анализ связанных текстов

            Анализ слов сводится к морфологическому анализу и к обнаружению и исправлению орфографических ошибок.

            Анализ предложений обычно сводится к синтаксическому и семантическому (знаки препинания) анализам и выполняется специальным функциональным блоком, называемым анализатором.

            Анализ связанных текстов достигается лингвистическими и ситуационными средствами. На этом этапе решается зкадача выявления связей между предложениями.

            На этапе интерпретации решаются две задачи:

- интерпретация высказываний без учета цели участников

- интерпретация с учетом целей участников диалога

            При решении этих задач необходимо наличие общей точки зрения на рассматриваемый объект. Следствие многозначности интерпретаций - система генерирует подцели, помогающие выработать общую точку зрения.

 

                        КОМПОНЕНТ ГЕНЕРАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

 

            Процесс генерации состоит из 2-х составляющих:

            1. Генерация смысла высказывания

            2. Синтез высказывания на естественном языке

            Результатом выполнения 1-го этапа является внутреннее представление смысла генерируемого высказывания. При этом решаются следующие подзадачи:

- определяется информация, которая должна быть сообщена пользователю

- выделяются аспекты, интересующие пользователя

- разбивается сообщаемая информация на части в соответствии с будущими предложениями и устанавливается последовательность этих частей.

            На втором этапе решаются следующие подзадачи:

- построение синтаксиса структуры отдельных предложений

- морфологический синтез словоформ

 

              НАСТРОЙКА ЕСТЕСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ СИСТЕМЫ

 

            Ограничение предметной области имеет принципиальное значение, т.к. позволяет наложить ограничения на лексику, сематику и синтез языка.

            При этом ЕЯ система должна допускать возможность изменения своих знаний, зависящих от специфики рассматриваемой предметной области. Процесс извлечения знаний из некоторого источника и передача их ЕЯ системе называется приобретением знаний. Различают 2 способа приобретения знаний:

            - настройка

            - адаптация

            Настройка применяется при начальном развертывании системы на конкретном объекте или при значительных ее изменениях.

            Адаптация заключается в оперативном приобретении знаний ЕЯ системой в процессе решения задачи. Инициатором адаптации является система.

 

                ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ

           РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

 

            Система искусственного интеллекта с элементами ЕЯ общения обычно предполагают качественное средство общения - письменную речь - в них решаются следующие основные задачи:

            1. Текст - смысл

            2. Смысл - текст

            Перед системами речевого общения ставится задача создания преобразователей:

- текст - речевой сигнал

- речевой сигнал - текст

            Первая называется синтезом речи. Вторая называется анализом и распознаванием речи.

            В ЕЯ системе рассматривается орфография текста. В системе речевого общения - фонемный (слышимый) текст. Поэтому степень разработки систем речевого общения зависит от уровня разработки преобразователей:

- цепочка - фонем - речевой сигнал

- речевой сигнал - цепочка - фонем

            Исследования в области систем речевого общения начаты в начале 60-х годов. Первые системы в конце 70-х гг. В настоящее время они находят применение в АСУ, САПР и в системах обучения.

 

            ФОНЕТИЧЕСКАЯ И ИНТОНАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РЕЧИ

 

            Минимальная смысловая единица речи - фонема. В русском языке различают 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. В английском языке 44 : 20 гласных и 24 согласных. Акустические характеристики каждой фонемы обусловлены артикуляционными особенностями ее образования : местом образования и способом образования.

            В процессе речи в зависимости от условий соседства фонем изменяются их оттенки, появляются аллофонемы. Например: огрубление согласных перед гласными. Учет этих особенностей выявляет 480 гласных аллофон и 8880 согласных.

            Смысловой единицей речи становятся фактически бесконечными, если учитывать интонацию и ударения в слове. Это очень важно. Часто в зависимости от интонационного оформления логически идентичные высказывания могут иметь различные значения:

                                    КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

            Кроме того, должен учитываться формируемый основной тон речи, интенсивность звука, длительность пауз. Для того произносимый текст разбивается на следующие элементы: фраза, синтагима, акцептная группа, фонетическое слово, каждое из этих единиц выделяется соответствующим ударением.

           

                        АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

       ФОНЕМ И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЕ

 

            Акустические характеристики тесно связаны с особенностями их образования. речевой аппарат человека состоит из 2-х параллельных каналов: речевого и носового, которые образуют единую акустическую систему. В настоящее время разработано уравнение, описывающие работу этой системы.

            Уравнение Вебстера

       

 

 

 

            S(x) - функция площади сечения голосового тракта вдоль оси распределения волн

            x - ось распределения волн

            p - давление, создаваемое в канале

            c - скорость звука в среде распространения волн

            По этой математической модели разработан ряд формальных моделей, которые используются для практической реализации. В них добавляется дополнительный канал, называемый фрикативный (шумовой). 

 

                       

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

 

            В общем случае системы речевого общения строятся на базе специальных процессоров 2-х типов: анализаторов и синтезаторов.

            Анализатор - это устройство, предназначенное для преобразования речевых сигналов с микрофона в последовательность цифровых кодов, с обязательным сохранением смысловых компонентов речи.

            Анализаторы подразделяются на 2 класса:

- анализаторы сигналов

- анализаторы сообщений

            В анализаторах сигналов учитываются акустические характеристики речевого сигнала без обращения к смыслу. В анализаторах речевого сообщения осуществляется сжатие информации за счет введения операции распознавания смысловых элементов речи (фразы, слова, фонемы), которые в свою очередь разделяются на анализаторы ограниченного словаря и универсальные.

            Анализаторы ограниченного словаря ориентированы на распознавание заданных речевых сигналов. Распознавание осуществляется путем сопоставления эталонов команд с произнесенными и выбора наиболее схожего эталона.

            Формирование эталона в большинстве случаев осуществляется в процессе обучения, с голоса диктора. Распознавание слитной речи этими анализаторами практически невозможно.

            Универсальные анализаторы ориентированы на распознавание смысловых единиц речи - фонем, из которых в конечном счете составляется любое слово. Распознавание осуществляется лингвистическим процессором по правилам, заложенным в базу знаний.

            Синтезаторы речи - устройство преобразования кодовой последовательности речи в непрерывный речевой сигнал. Синтезаторы делятся на 2 класса:

 

- синтезаторы ограниченного словаря (компиляторы)

- универсальные синтезаторы

            В синтезаторах ограниченного словаря любое сложное речевое сообщение может быть получено путем соединения элементов речи.

            При разработке универсальных синтезаторов стремятся получить функционирующую модель, адекватную языковым и акустическим системам. На входе у нее орфографический или фонемный текст в двоичных кодах, на выходе - звучащая речь. В базе знаний хранится следующая информация:

            1) элементарные единицы речи

            2) алгоритм правила и их модификация

           

  

 

 

   ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ПЕРЕРАБОТКИ

                        ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

            В настоящее время в различных областях науки и техники осуществляется потребность в переработке, анализе и отображении визуальной информации.

            Здесь выделяют 3 основных типа задач:

1. Обработка изображений.

            В этом случае исходными данными и результатом обработки является отображение.

 

 

                                                       обработка  I

                     Изображение                                          Изображение

 

 

                        анализ II                                              синтез III

 

                                                         Описание           

 

 

 

2. Анализ изображения заключается в распознавании, интерпретации и понимании изображения. Входными данными является изображение, а выходными - текст, описывающий это изображение.

3. Синтез изображений.

            В этом случае на входе имеется описание (алгоритм построения), на выходе - построенное по входному алгоритму изображение.

            На практике эти 3 задачи взаимосвязаны.

            При обработке изображения производится преобразование изобразительной информации в другую изобразительную информацию с целью улучшения качества, выделения фрагментов, повышения контрастности и т.д.

            К типичным задачам анализа относят распознавание рукописных и печатных знаков, дешифрацию аэрофотоснимков, анализ наблюдаемых сцен.

            Синтез изображения отождествляется с машинной графикой. В настоящее время к ним относят системы визуальной имитации, системы САПР и системы компьютерного киноискусства.

 

                        АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

 

            Первоначально данные системы создавались как специализированные, в настоящее время они создаются на универсальных вычислительных машинах. Это интегрированные системы, их нельзя рассматривать вне Среды использования. Интегрирование средств означает также объединение в системе различных специальных и универсальных устройств, имеющих возможность параллельной обработки.

            Современные АСОИЗ снабжены средствами визуализации данных, включая полутоновые изображения, стереоскопического и объемного изображения. При создании систем используют методы интегрирования средств обработки и интерпретации методов обработки. Интегрирование средств обработки означает - объединение в системе различных универсальных и специализированных устройств, имеющих возможность параллельной работы над данными, включая последние достижения в этой области: полутоновые, объемные, графические, стереоскопические устройства отображения.

            Интеграция методов обработки означает наличие в системе функциональных подсистем для решения широкого круга задач и достижений результатов различными методами.