Студентам > Рефераты > Искусственный интеллект
Искусственный интеллектСтраница: 7/8
Задание предусматривает формулировку
решаемой задачи и необходимых для ее решения параметров.
Команда обычно используется для
перехвата инициативы или выполнения технологических действий: просмотр,
распечатка.
Альтернативные вопросы и вопросы с
фиксированной структурой применяется, когда на данном этапе возможно
осуществить выбор в зависимости от реакции пользователя.
Вопросы со свободной структурой
ответа не содержат никаких сведений относительно ожидаемых свойств ответа.
Однозначность не гарантируется.
Для введения однозначности в данном
случае вводиться операция перефразирования. Перефразирование заключается в
переформулировании высказывания на естественном языке.
Иногда применяется способ изменения
темы диалога, который заключается в уяснении нового термина машиной,
используемого пользователем. При этом создаются поддиалоги из одного или
нескольких шагов с последующим возвратом к исходному.
КОМПОНЕНТ ПОНИМАНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Данный компонент включает в себя
анализ и интерпретацию высказывания. Анализ сводится к 3 составляющим:
1. Анализ слов
2. Анализ предложений
3. Анализ связанных текстов
Анализ слов сводится к
морфологическому анализу и к обнаружению и исправлению орфографических ошибок.
Анализ предложений обычно сводится к
синтаксическому и семантическому (знаки препинания) анализам и выполняется
специальным функциональным блоком, называемым анализатором.
Анализ связанных текстов достигается
лингвистическими и ситуационными средствами. На этом этапе решается зкадача
выявления связей между предложениями.
На этапе интерпретации решаются две
задачи:
-
интерпретация высказываний без учета цели участников
-
интерпретация с учетом целей участников диалога
При решении этих задач необходимо
наличие общей точки зрения на рассматриваемый объект. Следствие многозначности
интерпретаций - система генерирует подцели, помогающие выработать общую точку
зрения.
КОМПОНЕНТ ГЕНЕРАЦИИ
ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Процесс генерации состоит из 2-х
составляющих:
1. Генерация смысла высказывания
2. Синтез высказывания на
естественном языке
Результатом выполнения 1-го этапа
является внутреннее представление смысла генерируемого высказывания. При этом
решаются следующие подзадачи:
-
определяется информация, которая должна быть сообщена пользователю
-
выделяются аспекты, интересующие пользователя
-
разбивается сообщаемая информация на части в соответствии с будущими
предложениями и устанавливается последовательность этих частей.
На втором этапе решаются следующие
подзадачи:
-
построение синтаксиса структуры отдельных предложений
-
морфологический синтез словоформ
НАСТРОЙКА ЕСТЕСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ СИСТЕМЫ
Ограничение предметной области имеет
принципиальное значение, т.к. позволяет наложить ограничения на лексику,
сематику и синтез языка.
При этом ЕЯ система должна допускать
возможность изменения своих знаний, зависящих от специфики рассматриваемой
предметной области. Процесс извлечения знаний из некоторого источника и
передача их ЕЯ системе называется приобретением знаний. Различают 2 способа
приобретения знаний:
- настройка
- адаптация
Настройка применяется при начальном
развертывании системы на конкретном объекте или при значительных ее изменениях.
Адаптация заключается в оперативном
приобретении знаний ЕЯ системой в процессе решения задачи. Инициатором
адаптации является система.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Система искусственного интеллекта с
элементами ЕЯ общения обычно предполагают качественное средство общения -
письменную речь - в них решаются следующие основные задачи:
1. Текст - смысл
2. Смысл - текст
Перед системами речевого общения
ставится задача создания преобразователей:
-
текст - речевой сигнал
-
речевой сигнал - текст
Первая называется синтезом речи.
Вторая называется анализом и распознаванием речи.
В ЕЯ системе рассматривается
орфография текста. В системе речевого общения - фонемный (слышимый) текст.
Поэтому степень разработки систем речевого общения зависит от уровня разработки
преобразователей:
-
цепочка - фонем - речевой сигнал
-
речевой сигнал - цепочка - фонем
Исследования в области систем
речевого общения начаты в начале 60-х годов. Первые системы в конце 70-х гг. В
настоящее время они находят применение в АСУ, САПР и в системах обучения.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ И ИНТОНАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА РЕЧИ
Минимальная смысловая единица речи -
фонема. В русском языке различают 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. В
английском языке 44 : 20 гласных и 24 согласных. Акустические характеристики
каждой фонемы обусловлены артикуляционными особенностями ее образования :
местом образования и способом образования.
В процессе речи в зависимости от
условий соседства фонем изменяются их оттенки, появляются аллофонемы. Например:
огрубление согласных перед гласными. Учет этих особенностей выявляет 480
гласных аллофон и 8880 согласных.
Смысловой единицей речи становятся
фактически бесконечными, если учитывать интонацию и ударения в слове. Это очень
важно. Часто в зависимости от интонационного оформления логически идентичные
высказывания могут иметь различные значения:
КАЗНИТЬ
НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Кроме того, должен учитываться
формируемый основной тон речи, интенсивность звука, длительность пауз. Для того
произносимый текст разбивается на следующие элементы: фраза, синтагима,
акцептная группа, фонетическое слово, каждое из этих единиц выделяется
соответствующим ударением.
АКУСТИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ФОНЕМ И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Акустические характеристики тесно
связаны с особенностями их образования. речевой аппарат человека состоит из 2-х
параллельных каналов: речевого и носового, которые образуют единую акустическую
систему. В настоящее время разработано уравнение, описывающие работу этой
системы.
Уравнение Вебстера
S(x) - функция площади сечения
голосового тракта вдоль оси распределения волн
x - ось распределения волн
p - давление, создаваемое в канале
c - скорость звука в среде
распространения волн
По этой математической модели
разработан ряд формальных моделей, которые используются для практической
реализации. В них добавляется дополнительный канал, называемый фрикативный
(шумовой).
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
В общем случае системы речевого общения
строятся на базе специальных процессоров 2-х типов: анализаторов и
синтезаторов.
Анализатор - это устройство,
предназначенное для преобразования речевых сигналов с микрофона в
последовательность цифровых кодов, с обязательным сохранением смысловых
компонентов речи.
Анализаторы подразделяются на 2
класса:
-
анализаторы сигналов
-
анализаторы сообщений
В анализаторах сигналов учитываются
акустические характеристики речевого сигнала без обращения к смыслу. В
анализаторах речевого сообщения осуществляется сжатие информации за счет
введения операции распознавания смысловых элементов речи (фразы, слова,
фонемы), которые в свою очередь разделяются на анализаторы ограниченного
словаря и универсальные.
Анализаторы ограниченного словаря
ориентированы на распознавание заданных речевых сигналов. Распознавание
осуществляется путем сопоставления эталонов команд с произнесенными и выбора
наиболее схожего эталона.
Формирование эталона в большинстве
случаев осуществляется в процессе обучения, с голоса диктора. Распознавание
слитной речи этими анализаторами практически невозможно.
Универсальные анализаторы
ориентированы на распознавание смысловых единиц речи - фонем, из которых в
конечном счете составляется любое слово. Распознавание осуществляется
лингвистическим процессором по правилам, заложенным в базу знаний.
Синтезаторы речи - устройство
преобразования кодовой последовательности речи в непрерывный речевой сигнал.
Синтезаторы делятся на 2 класса:
-
синтезаторы ограниченного словаря (компиляторы)
-
универсальные синтезаторы
В синтезаторах ограниченного словаря
любое сложное речевое сообщение может быть получено путем соединения элементов
речи.
При разработке универсальных
синтезаторов стремятся получить функционирующую модель, адекватную языковым и
акустическим системам. На входе у нее орфографический или фонемный текст в
двоичных кодах, на выходе - звучащая речь. В базе знаний хранится следующая
информация:
1) элементарные единицы речи
2) алгоритм правила и их модификация
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ ПЕРЕРАБОТКИ
ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В настоящее время в различных
областях науки и техники осуществляется потребность в переработке, анализе и
отображении визуальной информации.
Здесь выделяют 3 основных типа
задач:
1.
Обработка изображений.
В
этом случае исходными данными и результатом обработки является отображение.
обработка I
Изображение Изображение
анализ II синтез
III
Описание
2.
Анализ изображения заключается в распознавании, интерпретации и понимании
изображения. Входными данными является изображение, а выходными - текст,
описывающий это изображение.
3.
Синтез изображений.
В этом случае на входе имеется
описание (алгоритм построения), на выходе - построенное по входному алгоритму
изображение.
На практике эти 3 задачи
взаимосвязаны.
При обработке изображения
производится преобразование изобразительной информации в другую изобразительную
информацию с целью улучшения качества, выделения фрагментов, повышения
контрастности и т.д.
К типичным задачам анализа относят
распознавание рукописных и печатных знаков, дешифрацию аэрофотоснимков, анализ
наблюдаемых сцен.
Синтез изображения отождествляется с
машинной графикой. В настоящее время к ним относят системы визуальной имитации,
системы САПР и системы компьютерного киноискусства.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Первоначально данные системы
создавались как специализированные, в настоящее время они создаются на
универсальных вычислительных машинах. Это интегрированные системы, их нельзя
рассматривать вне Среды использования. Интегрирование средств означает также
объединение в системе различных специальных и универсальных устройств, имеющих
возможность параллельной обработки.
Современные АСОИЗ снабжены
средствами визуализации данных, включая полутоновые изображения,
стереоскопического и объемного изображения. При создании систем используют
методы интегрирования средств обработки и интерпретации методов обработки.
Интегрирование средств обработки означает - объединение в системе различных
универсальных и специализированных устройств, имеющих возможность параллельной
работы над данными, включая последние достижения в этой области: полутоновые,
объемные, графические, стереоскопические устройства отображения.
Интеграция методов обработки
означает наличие в системе функциональных подсистем для решения широкого круга
задач и достижений результатов различными методами.
|