Студентам > Дипломные работы > Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры
Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратурыСтраница: 12/12
- 90 -
низм преобразования движения ( ) и механизм перемещения
и герме-
тизации уплотнительного диска ( ), согласующие входные
и выход-
ные параметры движения основных ФМ.
Обозначив через = 1,6 в (3.20) соответственно
отношения
совместимости между ФМ ( ), ( ), ( ),
( ),
( ), ( ), процедуру генерации типовых
рациональных
структур ВКА можно описать следующими выражениями:
(3.22)
где , , - соответственно: -ый вариант
привода, -ый
вариант ввода движения в вакуум, -ый вариант
уплотнительной па-
ры.
Выражение (3.22) описывает множество строго
определенных эле-
ментных структур ВКА, состоящих из основных ФМ:
привода, ввода
движения в вакуум и уплотнительной пары.
При невыполнении хотя бы одного из отношений
совмести-
мости для ФМ и , т.е. ,
где -
значение "ложь", необходим ввод элемента
и выражение (3.22)
принимает вид:
(3.23)
где - -ый вариант механизма преобразования
движения.
При
(3.24)
где - -ый вариант механизма перемещения и
герметизации уп-
лотнительного диска.
- 91 -
При и
(3.25)
Следует отметить, что при генерации вариантов
элементных
структур ВКА может использоваться как одна какая-либо из
описанных
формула, так по мере необходимости и несколько. При этом
количест-
во получаемых структур определяется мощностями
множеств . Кроме
того, появление новых ФМ, реализующих заданные цели
проектирова-
ния, может в соответствии с (3.21) потребовать
введения и новых
вспомогательных ФМ, а возможно и дополнительных к ним
элементов с
рассмотрением отношений их совместимости и
трансформацией соот-
ветствующих выражений.
Исключение из рассмотрения ФМ "корпус" -
объясняется принятой
априори его совместимостью с другими ФМ.
Для выбора оптимальной элементной структуры
может быть
использован интегральный критерий (2.19).
С целью упорядочения генерируемых структур для их
анализа це-
лесообразно проводить ранжирование полученных структур. В
качестве
критериев ранжирования предлагаются следующие:
(3.26)
где - количество структурных составляющих в структуре
ВКА.
(3.27)
где - относительная стоимость сгенерированной
структуры; -
относительная стоимость -го варианта -го варианта
-го струк-
турного элемента ( ).
Для сверхвысоковакуумной ВКА в первую очередь
предпочтитель-
нее структуры с отсутствием механизмов, работающих в
вакуумной по-
лости, т.е. механизмов перемещения и герметизации
уплотнительного
- 92 -
диска ( ), поэтому при анализе в первую
очередь следует
рассматривать структуры, полученные с использованием
выражений
(3.22) и (3.23).
- 112 -
влияния на динамические характеристики ВКА: перегрузки на
уплотни-
тельной паре, скорость приложения усилия
герметизации, быстро-
действие. Все искомые параметры связаны с перемещением
уплотни-
тельного диска, в частности зависят от приведенного
максимального
угла его "выбега":
(3.58)
где - фактический угол останова выходного звена
привода; -
требуемый угол останова выходного звена привода
(окончание цикла
работы ВКА), поэтому результирующая информация
представлена в виде
зависимостей от перечисленных характеристик
структуры ВКА:
на рис. 3.6,а приведена усредненная
зависимость ; на
рис. 3.6,б - график ; на рис. 3.7,а
- ; на
рис. 3.7,б - .
В связи с тем, что надежность работы ВКА во многом
определя-
ется действующими на ее элементы усилиями, необходимо
уменьшение
перегрузок на уплотнительную пару, определяемое
минимизаци-
ей ( ). Для достижения этого, помимо изменения
парамет-
ров структуры ВКА целесообразно ввести параметр - угол
опережения
отключения привода:
(3.59)
где - фазовый угол, характеризующий момент
отключения двига-
теля.
Зависимость представлена на рис. 3.8.
Анализ результатов моделирования функционирования
ВКА позво-
лил выделить следующие возможные пути уменьшения
перегрузок на уп-
лотнительную пару при определенной жесткости уплотнения:
уменьше-
ние мощности двигателя; уменьшение к.п.д. механизмов ВКА
после от-
ключения двигателя; увеличение передаточных функций
применяемых
механизмов; введение угла опережения отключения привода
и исполь-
зование накопленной кинетической энергии для герметизации
уплотни-
- 115 -
тельной пары.
С целью изучения влияния структуры ВКА на скорость
приложе-
ния усилия герметизации ( ), была смоделирована
конструкция ва-
куумного клапана КЭУн [54], гипотетически реализованная
различными
типами механизмов при сохранении единого . Результаты
исследо-
ваний в виде зависимости приведены на рис. 3.9.
Как следует из данного графика, наименьшее
значение на
стадии герметизации у конструкции с механизмом переменной
структу-
ры, затем - совмещенной структуры, а худшее
значение у меха-
низма непосредственного действия, что хорошо согласуется
с резуль-
татами проведенного ранее кинематического анализа, и,
следователь-
но, выведенный в п. 3.4.2 критерий Ф, обобщенный вид
которого при-
веден в выражениях (2.21,2.22), оценивает не только
кинемати-
ческие, но и динамические характеристики ВКА и его
минимизация ве-
дет к их улучшению, поэтому критерий Ф является
интегральным кри-
терием качества ВКА (обобщенным критерием) [127].
Помимо проверки работоспособности и оценки свойств
синтезиру-
емых конструкций ВКА подобный подход к моделированию
функциониро-
вания ВКА, основанный на решении уравнения (2.18),
обеспечивает
нахождение рациональной совокупности перечисленных
параметров ФМ
ВКА путем их перебора, т.е. позволяет определить
желательные зна-
чения параметров структурных составляющих ВКА, что
является необ-
ходимым условием синтеза элементных структур ВКА и
оптимизации
конструкции при функционально-схемотехническом
проектировании.
Выводы.
1. Предложена обобщенная модель функционально-схемотехни-
ческого проектирования ВКА, предоставляющая конструктору
упорядо-
ченную последовательность действий, необходимых для
выбора страте-
- 117 -
гии при создании ВКА.
2. Разработана методика и математическая модель
параметри-
ческого анализа конструкций ВКА, позволяющая выявлять
необходи-
мость модернизации конструкций и проводить их оценку.
3. Разработана методика
функционально-схемотехнического про-
ектирования ВКА, позволяющая генерировать и находить
удовлетворяю-
щие ТЗ технические решения ВКА. Предложены правила
генерации, пре-
образования и выбора структур ВКА и проведена
формализация про-
цесса ее структурного синтеза.
4. Предложена методика синтеза ФПД ВКА как этапа ее
функцио-
нального проектирования, позволяющая разрабатывать
функциональную
структуру ВКА тогда, когда разработка ее элементной
структуры на
основе известных функциональных структур не удовлетворяет
требова-
ниям ТЗ.
5. Показана важность синтеза механизмов при
проектировании
ВКА. Выделена группа классификационных признаков,
имеющих опреде-
ляющее значение для их синтеза, произведена
систематизация струк-
тур ВКА применительно к механизмам и представлено их
описание на
введенном предметно-ориентированном языке
схемотехнического проек-
тирования. Предложены пути синтеза кинематических схем
механизмов
ВКА.
6. Проведен кинематический анализ механизмов ВКА,
на основа-
нии которого обоснованы и выведены критерии оптимальности
ВКА.
7. Произведен анализ процесса функционирования ВКА
на основе
его моделирования. Изучено влияние параметров
структурных состав-
ляющих на динамические свойства ВКА, позволившее
сформулировать
возможные пути улучшения показателей качества ВКА.
Отмечена важ-
ность моделирования функционирования ВКА при ее
схемотехническом
проектировании.
.
- 118 -
4. СОЗДАНИЕ НОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ВКА НА БАЗЕ
АВТОМАТИЗАЦИИ СХЕ-
МОТЕХНИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Исследования, проведенные во второй и третьей
главах настоя-
щей работы, показали неизбежность использования средств
вычисли-
тельной техники для решения задач функционального и
схемотехни-
ческого проектирования ВКА вследствие их сложности и
больших раз-
мерностей при необходимости охвата всех возможных
вариантов синте-
зируемых решений, а также для исключения субъективизма
при прове-
дении оптимизации ВКА.
4.1. Программные средства анализа существующих
конструкций
ВКА.
Созданные программные средства реализуют
разработанную инва-
риантную [142] методику параметрического анализа ВКА
(п.3.2), а
также метод выбора типа структурных составляющих ВКА
(п.3.3) и
представляют собой три программых модуля
"WYBOR", "VTIP", "OPTIM".
Программный модуль "WYBOR", построенный по
функционально- мо-
дульному принципу, обеспечивает проведение
параметрического анали-
за существующих конструкций ВКА на соответствие
требованиям ТЗ и,
позволяя найти аналоги или прототипы, обеспечивает выбор
оптималь-
ной конструкции [143]. Структура программного модуля,
состоящего
из блока управления (БУ), блоков выбора и анализа
конструкций
(БВК, БАК), блока формирования весовых коэффициентов
(БФВК), блока
управления базой данных (БУБД), связанного с блоками
занесения
(БЗК), удаления (БУК), коррекции (БКП) и просмотра
параметров
конструкций (БПП) и каталогов (БПК), блоков
ввода-вывода и обра-
ботки файлов данных (БВВ, БОФД) приведена в приложении
на рис.
П.1. Программный модуль "WYBOR" позволяет:
осуществить параметри-
- 119 -
ческий выбор марки конструкции ВКА, наиболее полно
соответствующей
заданным параметрам ТЗ с учетом важности того или иного
параметра
в каждом конкретном случае выбора; работать с созданной
базой дан-
ных в режимах: просмотра каталога имеющихся конструкций и
значений
их параметров, коррекции значений параметров конструкций,
внесения
новых или удаления устаревших конструкций из банка
данных; форми-
ровать значения весовых коэффициентов рассматриваемых
параметров
либо путем назначения, либо с использованием метода
парных сравне-
ний.
Входными параметрами модуля являются: код режима
работы; тре-
буемые значения параметров конструкций ВКА (ТЗ);
значения весовых
коэффициентов рассматриваемых параметров.
Выходными параметрами модуля являются: марка
конструкции ВКА,
наиболее полно удовлетворяющей ТЗ, и ее параметры;
информация о
конструкциях-аналогах (также отвечающих ТЗ);
информация о
конструкциях-прототипах (не удовлетворяющих ТЗ) с
указанием неу-
довлетворенных параметров (по желанию пользователя).
Оптимизация выбора осуществляется блоком БАК в
соответствии с
критерием (2.19). При этом принято, что разброс значений
парамет-
ров существующих конструкций подчиняется равномерному
распределе-
нию, что объясняется дискретным рядом конструкций ВКА.
Информационное обеспечение модуля включает значения
парамет-
ров характеристик существующих конструкций ВКА,
сформированные по
данным источников п. 1.2, список критичных для выбора
параметров
ВКА и предлагаемые значения их весовых коэффициентов.
Программный модуль "VTIP", также
построенный по функциональ-
но-модульному принципу, обеспечивает качественный
выбор типов
основных ФМ ВКА на основании разработанных таблиц
применимости (п.
3.3) [144]. Структура модуля, включающего блок
диалогового взаимо-
действия (БДВ), блок выбора типов (БВТ) приводов (Пр),
вводов дви-
- 120 -
жения (ВД) и уплотнительных пар (УП), блок анализа и
оптимизации
(БАО) и блок контроля ввода данных (БК), представлена на
рис. П.2.
При выборе вакуумных вводов движения программный
модуль "VTIP"
позволяет производить поиск и выбор их типов по основным
и допол-
нительным критериям качества, а также проводить
оптимизацию полу-
ченных типов по критерию относительной стоимости.
Входными данными модуля является информация о
требуемых пара-
метрах ФМ, представляемая в соответствии с градациями
соответству-
ющих таблиц п. 3.3.
Выходными данными являются: качественная
информация о типах
ФМ, удовлетворяющих ТЗ; информация о типах ФМ, не
удовлетворяющих
одному или двум заданным требованиям, с указанием
параметров, под-
лежащих изменению.
Программный модуль "OPTIM" предназначен
для проведения срав-
нительного параметрического анализа нескольких
однотипных
конструкций ВКА, задаваемых пользователем с целью
выявления наи-
лучшей, или для оценки технического уровня новой
разработки [143],
и является автономной реализацией блока БАК модуля
"WYBOR". Отли-
чие заключается только в типе используемых при
оптимизации идеаль-
ных моделей. Если в модуле "WYBOR"
идеальной моделью является
конструкция, описываемая требованиями ТЗ, то в модуле
"OPTIM" при
сравнительном анализе конструкций - это конструкция с
параметрами,
лучшими, чем у существующих конструкций ВКА, хотя
возможно и не
достижимыми, а при оценке технического уровня - это
параметры
конструкции ВКА, являющейся лучшей (эталонной) в
рассматриваемом
классе устройств.
Входными параметрами модуля "OPTIM"
являются: код рассматри-
ваемого класса ВКА; диаметр условного прохода; количество
рассмат-
риваемых конструкций; значения параметров сравниваемых
конструкций
ВКА и их весовые коэффициенты (аналогично модулю
"WYBOR").
- 121 -
Выходными параметрами модуля являются: степень
сходства
рассматриваемых конструкций с идеальной моделью (%),
номер наилуч-
шей конструкции и ее параметры.
Информационное обеспечение модуля
"OPTIM", помимо данных,
используемых в модуле "WYBOR", содержит
параметрическое описание
идеальных моделей всех типоразмеров ВКА.
Рассмотренные программные средства инвариантны [145]
и могут
быть использованы для анализа ТО любой предметной области
при соз-
дании соответствующего информационного обеспечения.
4.2. Программные средства синтеза и анализа структур
ВКА.
Основополагающим этапом
функционально-схемотехнического про-
ектирования ВКА является синтез ее структур, проводимый
на основе
формализованных в п. 3.3 положений. При этом
необходимость опери-
рования с параметрами входных и выходных свойств сопрягаемых
эле-
ментов делает программные модули синтеза структуры ВКА и
генерации
ее ФПД идентичными. Причем программный модуль
структурного синтеза
ВКА "VP1" оперирует соответствующими
параметрами допустимых вари-
антов ФМ ВКА, выбранных с помощью средств п. 4.1, а
программный
модуль генерации ФПД ВКА "VP2" - параметрами
входных и выходных
свойств ФЭ из созданного предметно-ориентированного банка
структу-
ризованных описаний ФЭ.
Модуль "VP2" позволяет генерировать
цепочки ФЭ по следующим
алгоритмам: по описанию ВКА на физическом уровне,
включающем связи
между ее элементами на основе конкретной структурной
модели; по
заданному входному управляющему воздействию и требуемому
результа-
ту с возможностью выбора желаемой длины цепочки ФЭ [146].
Следует отметить, что разработанная методология
структурного
синтеза применима и для создания других ТО,
представимых в виде
- 122 -
последовательно взаимодействующих модулей [147 - 149].
Одним из важнейших аспектов автоматизации
конструкторской де-
ятельности при создании ВКА [150] является синтез ее
механизмов,
который, как отмечалось в п. 3.4, предлагается
производить двумя
путями: на основе типовых элементарных механизмов или
на основе
анализа форм цепей. В соответствии с этим разработаны
два пакета
прикладных программ (ППП), общим начальным этапом которых
является
синтез формулы строения ВКА (выражение (3.35)),
реализованный
программой "SSVC1", которая запрашивает в
диалоговом режиме данные
в соответствии с выделеными классификационными
признаками, описан-
ными в п. 3.4. На основании конкретных признаков
формируется
описание желаемого принципа работы ВКА и определяются
требования к
механизмам ВКА с позиции реализации перекрытия и
герметизации про-
ходного отверстия.
ППП "Р4" предназначен для синтеза
механизмов ВКА из типовых
элементарных механизмов и расчета параметров типовых и
синтезиро-
ванных механизмов [144].
Структура ППП, включающая: модули расчета
элементарных меха-
низмов (МР): кулачкового механизма (КулМ), кулачкового
механизма с
архимедовой спиралью (КулМАС), кривошипно-ползунного
механизма
(КПМ), двухползунного механизма (2ПМ), клинового
механизма (КлМ),
винтового механизма (ВМ), зубчатого механизма (ЗубМ),
механизма
шарнирного четырехзвенника (Ш4Зв), кулисного механизма
(КулисМ);
модуль контролируемого ввода данных (МКВвД); модуль
синтеза меха-
низмов (МСМ); модуль расчета параметров синтезированного
механизма
(МРП); модуль оказания помощи (МОП) при работе с ППП -
приведена
на рис. П.3.
Входными параметрами ППП являются: типы элементарных
механиз-
мов и их количество; фазовые углы циклограммы работы
механизмов;
длины звеньев механизмов; максимальное перемещение
толкателя (для
- 123 -
кулачковых механизмов); вид движения на входе
синтезируемого меха-
низма; требуемый вид движения на выходе синтезируемого
механизма;
желаемое количество кинематических пар; коэффициент полезного
действия; диаметр условного прохода перекрываемого
отверстия.
Стандартные параметры "зашиты" в пакет.
Выходными данными являются следующие параметры
функционирова-
ния механизмов: функция положения, функция
передаточного отноше-
ния, коэффициент передачи усилия, момент сил
сопротивления, функ-
ция усилия уплотнения.
ППП "SSVC" предназначен для синтеза
механизмов ВКА на основе
анализа массива форм цепей и содержит два
самостоятельных модуля:
модуль формирования массива форм цепей и модуль
формирования схем
механизмов из форм цепей, обобщенные блок-схемы которых
приведены
на рис. П.4. ППП "SSVC" позволяет реализовать
следующие процедуры
[134]: формировать машинный справочник форм цепей с
автоматической
оптимизацией описания их контуров; сформировать структуру
механиз-
мов перемещения и уплотнения ВКА; сформировать описание
структуры
кинематических цепей, из которых они образованы;
формировать кине-
матические цепи из форм цепей.
Преобразование той или иной кинематической цепи в
конкретный
механизм выполняется непосредственно разработчиком ВКА.
По результатам работы ППП "SSVC"
сформированы таблицы и
описания форм цепей, содержащих в своем составе до
четырех конту-
ров, на основании анализа которых составлен атлас
исполнительных
механизмов, возможность использования которых для ВКА
определя-
ется, исходя из разработанных кинематических и
динамических крите-
риев качества.
- 124 -
4.3. Структурно-функциональная модель САПР ВКА на
этапе схе-
мотехнического и функционального
проектирования.
Созданный комплекс программных средств является
ядром предла-
гаемой структурно-функциональной модели САПР ВКА для
этапа ее схе-
мотехнического и функционального проектирования [151],
актуаль-
ность разработки которой отмечена в первой главе.
На рис. П.5 приведена структура САПР ВКА,
реализующая методи-
ки функционального и схемотехнического проектирования и
состоящая
из обслуживающих и проектирующих подсистем.
Обслуживающими являются подсистемы управления и
контроля про-
цессом проектирования ВКА (ПУПВКА), оперативного
взаимодействия
(ПОВ), отображения графической информации (ПОГИ),
информационного
обеспечения (ПИО). Вся информация о существующих
конструкциях ВКА
и вспомогательная справочная информация хранится в
банках данных
системы (БнД). Связь конструктора с ЭВМ в диалоговом
режиме осу-
ществляется с использованием алфавитно-цифрового дисплея
(АЦД) и
символьно-графического дисплея (СГД).
Проектирующие подсистемы представляют собой
функционально за-
конченные части системы, последовательно реализующие
выделенные
этапы проектирования ВКА. К ним относятся подсистемы
выбора и ана-
лиза аналогов и прототипов ВКА (ВАВКА, ААВКА, ВПВКА и
АПВКА), син-
теза и анализа физических принципов действия ВКА (СФПД
и АФПД),
структурного синтеза и анализа (ССВКА и САВКА),
качественного син-
теза и анализа (КСВКА и КАВКА), параметрического синтеза
и анализа
(ПСВКА и ПАВКА), компоновки ВКА и ее анализа (КВКА и
АКВКА), а
также подсистемы выбора и анализа аналогов и прототипов
приводов,
вводов движения в вакуум, механизмов и уплотнительных
пар (ВАП,
ВАВВ, ВАМ, ВАУП, ААП, ААВВ, ААМ, ААУП, АПП, ВПВВ, ВПМ,
ВПУП, АПП,
АПВВ, АПМ, АПУП). Кроме этого в системе имеются
подсистемы струк-
- 125 -
турного синтеза основных составных элементов ВКА (ССП,
ССВВ, ССМ,
ССУП), а также предусмотрены подсистемы структурного
синтеза их
сборочных единиц (СССБП, СССБВВ, ССЭУП).
Функционирование системы происходит следующим
образом. По
вводимому конструктором техническому заданию на создание
конкрет-
ной ВКА, являющемуся отправной точкой разработки, система
осущест-
вляет поиск аналога ВКА из числа хранимых в БнД и
при наличии
нескольких аналогов, соответствующих ТЗ, производит их
анализ, вы-
бирая наилучшую конструкцию, чертежи которой находятся в
конструк-
торском архиве. Если аналоги отсутствуют, конструктор
может произ-
вести корректировку ТЗ (например, производя его
усечение по не-
основным показателям качества), и система
осуществляет поиск и
анализ прототипов. Выбор аналогов и прототипов
производится в два
этапа: сначала проводится качественная оценка
существующих
конструкций, позволяющая определить требуемый тип ВКА,
а затем
проводится количественная оценка для выявления
подходящей
конструкции. Если прототип ВКА найден, а осуществленная
корректи-
ровка ТЗ нежелательна, то система анализирует внесенные
конструк-
тором в ТЗ изменения и выдает дополнительное ТЗ на
модернизацию
соответствующего функционального устройства -
структурный синтез
привода, ввода движения в вакуум, механизма или
уплотнительной па-
ры в подсистемы (ССП, ССВВ, ССМ и ССУП).
Если прототип не найден, то осуществляется
разработка нового
технического решения ВКА, удовлетворяющего заданному
ТЗ. В этом
случае система производит с использованием эвристических
приемов
поиск и выбор ФПД ВКА. На основе выбранного ФПД
производится выяв-
ление всевозможных структурных схем, анализ и
синтез которых
представляется целесообразным. После получения
структурных схем
определяется качественный состав ФМ ВКА, а на основе
моделирования
- оцениваются значения их параметров качества. Затем
система ана-
- 126 -
лизирует параметрические характеристики найденных
структур на
соответствие ТЗ и если структуры, соответствующей ТЗ,
нет, то син-
тезируется новая структура на основе другого ФПД или
корректиру-
ется ТЗ в сторону смягчения предъявляемых требований.
Если синтезированная структура соответствует
ТЗ, то в
подсистеме ПАВКА формируют частные ТЗ на основные
элементы ВКА -
привод, ввод движения в вакуум, механизм и
уплотнительную пару.
Далее система выполняет процедуры поиска и выбора
аналогов и про-
тотипов этих структурных составляющих, аналогичные
процедурам по-
иска и выбора аналогов и прототипов ВКА. При этом в
подсистемах
анализа прототипов в случае необходимости формируется ТЗ
на струк-
турный синтез сборочных единиц привода, ввода движения
в вакуум,
механизма и элементов уплотнительной пары (СССБП,
СССБВВ, ССМ и
ССЭУП). Если прототип не найден, то осуществляют
структурный син-
тез новых технических решений этих устройств:
подсистемы (ССП,
ССВВ, ССМ, ССУП).
Структурный синтез и анализ новых конструкций ВКА
или их эле-
ментов, аналогично выбору аналогов и прототипов ВКА,
также прово-
дится в два этапа: сначала качественно, а затем
количественно.
В зависимости от наличия аналогов и прототипов
элементов ВКА
система производит компоновку ВКА из аналогов или из
модернизиро-
ванных прототипов, либо из элементов, полученных в
результате их
синтеза, и осуществляет выбор оптимальной компоновки.
После этого
с использованием уравнения функционирования ВКА (этап
моделирова-
ния) осуществляется окончательный параметрический
анализ ВКА,
спроектированной на основе оптимальной компоновки. Если
полученная
конструкция ВКА не соответствует ТЗ, то осуществляется
корректи-
ровка ТЗ на элементы ВКА и процесс проектирования
повторяется.
Введение в структуру САПР нового этапа -
качественного синте-
за и анализа ВКА позволяет выбирать наиболее
целесообразные для
- 127 -
дальнейшего рассмотрения конструкции, что значительно
снижает вре-
мя работы системы. Ускорению процесса проектирования и
улучшению
качества проектного решения способствует наличие обратной
связи -
постоянной, после каждого этапа, проверки получаемой
конструкции
на соответствие ТЗ.
Основными функциями, выполняемыми подсистемами
выбора и ана-
лиза аналогов и прототипов ВКА и их элементов, являются
следующие:
формирование по ТЗ параметрической модели ВКА; выбор
аналогов и
прототипов, соответствующих ТЗ, формирование интегральных
критери-
ев качества ВКА и ее элементов; выбор наилучшего аналога
и прото-
типа из числа отвечающих требованиям ТЗ; формирование ТЗ
на модер-
низацию структурных составляющих ВКА и их сборочных
единиц.
Основными процедурами в подсистемах СФПД и АФПД
являются:
построение множества ФПД ВКА; выявление множества
структур ФПД;
выбор допустимых структур ФПД; технологический и
экономический
анализ ФПД; выбор рациональной структуры ФПД.
В подсистемах ССВКА и САВКА выполняются следующие
процедуры:
формирование множества структурных схем ВКА; синтез
допустимых
структурных схем; оценка и выбор рациональных
структурных схем;
корректировка принятых решений.
В подсистемах КСВКА и КАВКА осуществляют
определение качест-
венного состава структурных элементов схем ВКА и выбор
среди ка-
чественных структурных схем рациональных решений.
В подсистемах ПСВКА и ПАВКА осуществляют:
проектировочные и
поверочные расчеты ВКА; определение выходных параметров
структур-
ных элементов ВКА; формирование критериев оптимальности
и ограни-
чений; оптимизацию параметров ВКА; анализ оптимальной
компоновки
ВКА; корректировку принятого решения в подсистеме ССВКА
или кор-
ректировку ТЗ; формирование проектной документации;
формирование
ТЗ для выбора или проектирования структурных составляющих
ВКА.
- 128 -
Основными процедурами в подсистемах КВКА и АКВКА
являются
следующие: синтез компоновок из элементов ВКА;
формирование крите-
рия качества компоновок; анализ и выбор оптимальной
компоновки;
формирование проектной документации.
При использовании описанной САПР в качестве
подсистемы в ГАП
ВКА обязательным процессом является процедура проверки
синтезиро-
ванных значений параметров ВКА требованиям,
определяемым техни-
ческими характеристиками автоматизированной
производственной ячей-
ки (станок, робот, комплекты оснастки и инструмента),
являющейся
элементом конкретной ГАП [152]. Кроме того,
предусмотрена система
адаптации базы данных и накладываемых граничных условий
к измене-
нию станочного парка производства, появлению новых
технологий и
др.
Использование подобной САПР, повышая качество и
эффективность
труда конструктора, позволит ему получать принципиально
новые тех-
нические решения.
4.4. Конструкции ВКА, разработанные на основе
синтезированных
структур.
4.4.1. Конструкции ВКА, разработанные на основе
синтеза ее
структуры на уровне типов основных ФМ.
Сопоставительный анализ сформированного с учетом
морфологии
ВКА множества ее обобщенных вариантных структур (с
использованием
программного модуля "VP1") и существующих
конструкций ВКА показал
отсутствие ВКА плоского типа с использованием
электромагнитного
привода. Данный факт определил цель проектирования
соответствующей
конструкции затвора. В связи с тем, что величина хода
штока типо-
вого электромагнитного привода не позволяет обеспечить
сложного
- 129 -
движения и требуемых перемещений уплотнительного диска
для перек-
рывания проходного отверстия и герметизации УП в
плоских уст-
ройствах, в качестве прототипа была выбрана разработанная
нами ба-
зовая конструкция сверхвысоковакуумного затвора с двумя
исполни-
тельными органами и электропневматическим приводом
[153]. Приняв
за основу структуру, генерируемую по правилу (3.22),
получаем из
выражения (3.30) искомую формулу строения создаваемого
устройства:
Общий вид разработанного затвора представлен на
рис. П.6,
П.6А. Для согласования функциональных параметров
сопрягаемых
основных ФМ совместно с электромагнитным приводом
использован гид-
равлический усилитель, т.е. образован комбинированный
привод, поз-
воляющий применять подобное решение и для устройств с
цельнометал-
лической УП. Проведенный анализ множества позволил
модифициро-
вать описываемую конструкцию за счет использования для
перемещения
уплотнительного диска принципиально нового для ВКА ввода
движения
- упруго деформируемого полого элемента - трубки Бурдона.
Подобное
выполнение конструкции позволило упростить управление
работой зат-
вора, повысить его быстродействие и уменьшить
дестабилизирующее
воздействие элементов затвора на вакуумную среду [154].
Дальнейшее развитие конструкций ВКА, включающих
вводы движе-
ния - механизмы непосредственного действия, не
содержащие пары
трения в вакуумной полости, обусловило необходимость
получения
структуры с одним исполнительным органом. Формула
строения данного
устройства получена из выражения (3.32) :
Общий вид конструкции сверхвысоковакуумного затвора
, реали-
зующей данную цель, приведен на рис. П.7, П.7А-В.
Подобное выполнение затвора позволило использовать в
структу-
ре только один исполнительный орган при сохранении
достоинств вы-
- 130 -
шеописанной конструкции [155].
4.4.2. Конструкции ВКА, разработанные на основе
синтеза ее
механизмов.
Необходимость синтеза механизмов обусловлена, как
правило,
использованием электромеханического или ручного привода,
а также
сложным видом движения при перекрывании и герметизации
проходного
отверстия, что особенно актуально для плоских и
проходных затво-
ров. Рассмотрим конструкции ВКА, полученные с
использованием раз-
личных путей синтеза ее механизмов (см. п. 3.4.1.).
Кинематическая схема поворотного затвора, полученная
на осно-
ве анализа трехконтурной формы цепи (с использованием ППП
"SSVC"),
реализованной посредством плоских рычажных механизмов,
приведена
на рис. П.8. Формулу строения данного устройства,
согласно (3.35),
можно представить в виде:
Проработка и практическое воплощение полученной
схемы меха-
низма совмещенной структуры (рис. П.9) обеспечили
рациональное
движение уплотнительного диска при перекрывании и герметизации
проходного отверстия: поступательное его движение на
стадии герме-
тизации и поворот уплотнительного диска на 90 на стадиях
открыва-
ния и закрыванияя затвора при небольшом ходе ведущего
звена приво-
да.
Подобное выполнение устройства приводит к повышению
ресурса и
надежности работы затвора за счет исключения
неравномерности сжа-
тия уплотнителя и его трения о седло, а также обеспечения
фиксиро-
ванного положения уплотнительного диска в каждый
момент работы
затвора, что устраняет возможность его перекосов [120].
- 131 -
Дальнейшая доработка рассмотренной конструкции
обусловлена
оптимизацией созданного механизма по критерию Ф
(выражение
(2.21)). Оптимизация проводилась для механизма,
расположенного вне
вакуумной полости затвора и являющегося собственно его
приводом (с
использованием ППП "Р4"). Целью проектирования
явилась необходи-
мость обеспечения различных передаточных функций на
стадиях перек-
рывания и герметизации проходного отверстия. Указанная
цель реали-
зована посредством использования двух
взаимодействующих типовых
элементарных механизмов - попеременно работающих
эксцентриков
(рис. П.10), причем на стадии перемещения
уплотнительного диска,
Copyright © Radioland. Все права защищены. Дата публикации: 2004-09-01 (0 Прочтено) |