Студентам > Дипломные работы > Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры
Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратурыСтраница: 4/12
ример, в [58] клапаны - устройства с Ду до 100 мм, а
затворы -
устройства с Ду свыше 100 мм; в [54] клапан - устройство,
позволя-
ющее регулировать или полностью прекращать поток газа в
вакуумной
системе, затвор - клапан, позволяющий соединять и
разобщать эле-
менты ВС. При этом оба варианта определения содержат
противоречия,
т.к. в первом случае одинаковые конструкции различных
типоразмеров
должны относиться к разным группам устройств, а во
втором случае
деление чисто условно, вследствие адекватности реально
выполняемых
клапанами и затворами функций. Все это приводит к
многовариант-
ности ВКА (например, только в одной организации за 13
лет было
разработано более 100 наименований ВКА на 41 Ду [77]),
затрудняет
унификацию ВКА и требует разработки дополнительных
критериев и ог-
раничений применительно к конкретным ее типам.
Вместе с тем, представляется логичным проводить
классификацию
ВКА в соответствии с модульным принципом, положенным
в основу
- 29 -
функционально-структурного анализа существующих
конструкций ВКА, с
сохранением предварительного деления по эксплуатационным
признакам
(назначению: устройства напуска, аварийные и т.п.;
рабочему давле-
нию: низковакуумные, высоковакуумные,
сверхвысоковакуумные и т.д.
[78]).
С позиций решения задач функционального и
схемотехнического
проектирования ВКА, используя результаты проведенного
на основе
блочно-иерархического подхода с учетом монтажных и
функциональных
особенностей ВКА анализа ее существующих конструкций,
выделим два
иерархических уровня представления ВКА: устройство в
целом и функ-
циональные модули (ФМ), его составляющие. При этом
каждый ФМ ВКА
решает определенную задачу, хотя монтажно они могут быть
неразде-
лимы и иметь общие элементы, через которые
осуществляется переда-
ча, например, усилий или момента от одного ФМ к другому.
В
конструкциях ВКА можно выделить шесть различных ФМ,
причем четыре
из них присутствуют у всех рассмотренных устройств, т.е.
являются
основными, обеспечивающими выполнение базовых функций
ВКА, и не-
основные, способствующие выполнению функций основных ФМ.
К основ-
ным ФМ ВКА относятся: привод, генерирующий энергию для
перемещения
уплотнительного диска и герметизации уплотнительной
пары; ввод
движения, предназначенный для передачи движения из
атмосферы в ва-
куумную среду без нарушения ее свойств; уплотнительная
пара, реа-
лизующая основную функцию ВКА - перекрывание и
герметизацию про-
ходного отверстия; корпус, обеспечивающий требуемое
взаиморасполо-
жение ФМ ВКА и присоединение самой ВКА в ВС. Особенностью
подобно-
го структурного членения является выделение в виде
самостоятельно-
го ФМ уплотнительной пары (включающей уплотнительный диск
- ведо-
мое звено уплотнительного органа, и седло - элемент
корпуса), поз-
воляющее более детально представить процесс
герметизации. Следует
отметить существование определенной последовательности
основных ФМ
- 30 -
в конструкциях ВКА, что позволяет представить обобщенную
структуру
ВКА в виде блок-схемы (рис. 1.11).
К неосновным ФМ ВКА можно отнести механизмы - ФМ,
расположен-
ные между основными ФМ и согласующие их входные и
выходные харак-
теристики (параметры движения).
Особую сложность вызвало проведение систематизации
многообра-
зия возможных схем механизмов ВКА с целью их упорядочения.
Подроб-
но решение данной задачи рассмотрено автором в [80], где
предложе-
на классификация ВКА, проведенная по
структурно-конструктивным
признакам: расположению и сочетанию механизмов
относительно ваку-
умной полости и по типу механизмов. Предлагаемая
обобщенная
классификация ВКА приведена на рис. 1.12 и включает ее
разбиение
по признакам используемых механизмов. Подобная
классификация до-
полняет известные и позволяет быстро находить возможные
варианты
механизмов при их конструировании, оценить их, установить
наиболее
оптимальные структуры механизмов ВКА, выявить необходимые
типы ав-
томатических приводов и вакуумных вводов движения.
1.4. Аналитический обзор методов поискового
конструирования.
Необходимость учета труднообозримого множества
различных фак-
торов при разработке ВКА, возможность использования
формальных
представлений там, где заканчивается интуитивное
мышление, прове-
дение детального анализа как можно большего числа
аналогов и про-
тотипов, стремление к повышению эффективности разработок
и росту
производительности труда конструктора требуют перехода к
автомати-
зированному проектированию ВКА.
При этом отмеченная стабильность структуры
существующих
конструкций ВКА, составные элементы которой выбираются,
как прави-
ло, из систематизированных рядов, позволяет считать
применимыми
- 33 -
для процесса схемотехнического проектирования ВКА методы
поисково-
го конструирования.
Детальный анализ математических методов поискового
конструи-
рования и методов выбора технических объектов с позиций
автомати-
зации процесса проектирования проведен автором в [81].
Рассмотрим основные методы, используемые при
автоматизации
начальных этапов проектирования, известные в
отечественной и зару-
бежной практике, применительно к конкретному классу
технических
объектов - ВКА.
В настоящее время известно более 30 методов
поискового
конструирования. Разработки более эффективных методов
поиска новых
технических решений (ТР) интенсивно продолжаются, при
этом просле-
живаются три основных направления разработок [82 - 85]:
создание
принципиально новых методов, создание новых методов на
основе ком-
бинации известных и увеличение эффективности известных
методов.
Анализ известных методов формирования ТР показал,
что наибо-
лее эффективными, а потому широко используемыми на
практике, явля-
ются: "теория решения изобретательских задач"
(ТРИЗ), метод эв-
ристических приемов, обобщенный эвристический метод,
метод гирлянд
ассоциаций и метафор, морфологические методы анализа и
синтеза та-
кие, как метод "матриц открытия", метод
десятичных матриц поиска и
другие, направленные на исследование самого объекта
проектирова-
ния, а не психологических особенностей человека. Кроме
того, ука-
занные методы могут быть в значительной мере
формализованы, что
немаловажно с позиций поставленных задач.
В работах [86, 87] разработана методика решения
конструк-
торско-изобретательских задач, которая получила
название "теория
решения изобретательских задач". ТРИЗ представляет
собой система-
тизированный набор преимущественно эвристических правил,
выполне-
ние которых облегчает решение конструкторской задачи.
- 34 -
В работе [88] описаны алгоритмы
автоматизированного поиска
новых конструктивных решений с помощью ЭВМ для задач
невысокого
уровня сложности и новизны, с применением метода
эвристических
приемов. Суть этого метода при проектировании новой
конструкции
можно представить, как преобразование известных
прототипов с по-
мощью определенного набора эвристических приемов, и
получение мно-
жества новых конструктивных решений, отвечающих заданным
условиям,
среди которых ведется затем поиск оптимального варианта.
Библиоте-
ка эвристических приемов преобразования прототипов для
несложных
механических систем содержит 16 приемов, которые
подразделены на
16 групп. Из 86 составленных эвристических приемов для
65 имеются
рекомендации по их формальному описанию, открывающие
возможность
их программирования на ЭВМ, остальные пока не удалось
формально
описать [82].
Метод гирлянд ассоциаций и метафор является одним из
эвристи-
ческих методов поискового конструирования, требующим
минимальной
информационной подготовки и в наибольшей мере
использующим инфор-
мацию, содержащуюся в мозгу конструктора [89]. Суть
метода заклю-
чается в определении гирлянд синонимов и гирлянд
случайных объек-
тов с последующим составлением комбинаций из этих
случайных гир-
лянд. Конечным результатом является выбор рационального
варианта
технического объекта и отбор наилучшего из рациональных,
как пра-
вило, методом экспертных оценок.
Во многих методах поиска новых ТР присутствуют
одинаковые или
близкие этапы и процедуры, причем существует некоторый
инвариант-
ный порядок следования этапов и процедур. Это послужило
основанием
для создания обобщенного эвристического метода. В работе
[90] на
основе анализа большой группы известных методов
решения техни-
ческих задач выявлен полный список основных этапов
творческого
процесса и процедур его выполнения и построен обобщенный
эвристи-
- 35 -
ческий алгоритм поиска ТР. В структуре обобщенного
алгоритма
используются массивы информации, которые являются данными
для про-
цедур этапов проектирования. Порядок следования процедур
и выбор
процедур в процессе решения задачи определяется
разработчиком. По-
иск нового ТР разрабатываемого объекта ведется
последовательным
выполнением на каждом этапе необходимых процедур. Список
процедур
этапов, а также описание назначения этапов и массивов
информации
изложены в работах [91, 92]. Следует отметить, что
разработка
обобщенного эвристического метода была выполнена на
эмпирическом
уровне. В связи с этим необходимо проведение
методологических
исследований по научно обоснованному обобщению
эвристических мето-
дов и установлению полного набора и иерархии этапов и
процедур об-
работки информации при поиске новых ТР.
Для поиска новых ТР на основе взаимосвязи
показателей техни-
ческих объектов и эвристических приемов разработан метод
десятич-
ных матриц поиска (ДМП) [93]. Все основные показатели
технических
объектов разделены на 10 групп, что дало возможность
построить
особую десятичную систему матричных таблиц, в строках
которых за-
писаны меняющиеся характеристики технического объекта, а
в столб-
цах - группы эвристических приемов их изменения. Каждая
клетка на
пересечении ряда и столбца соответствует определенному
ТР, краткое
описание которого может сопровождаться графическим
описанием. В
зависимости от содержащейся информации ДМП могут носить
общетехни-
ческий, отраслевой или предметный характер. При
построении ДМП
должна использоваться патентно-техническая литература.
Значение
взаимосвязей показателей технических объектов и групп
эвристи-
ческих приемов, а также конкретных требований решаемой
задачи пре-
допределяет целенаправленный выбор пути ее решения.
Ф. Цвикки предложил чрезвычайно простую модель
ситуации выбо-
|