Студентам > Дипломные работы > Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры
Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратурыСтраница: 9/12
составляющих (см. п. 2.3) обуславливает возможность
достижения
требуемых значений параметров ВКА за счет изменения
свойств ее ФМ,
приводящего к изменению структуры ВКА, и определяет
проектную цель
в виде:
(2.16)
Очевидно, что для достижения необходимых
значений соот-
ветствующих параметров свойств ВКА - целей,
необходимо выявить
связанные с ними ФМ ВКА и параметры их свойств,
которые, в свою
очередь, становятся целями (подцелями) и требуют
выявления связан-
ных с ними параметров подсистем нижнего уровня.
Выявленная иерар-
хия образует дерево целей проектирования, для построения
которого
используются таблицы связей параметров свойств.
Следует отметить, что зачастую достижение общей цели
проекти-
рования ВКА требует рассмотрения примитивных целей -
изменения па-
раметров элементарных свойств деталей, вызывая
необходимость чле-
нения ВКА до соответствующего уровня.
Сложность взаимосвязей свойств ВКА и свойств ее ФМ
затрудняет
построение обобщенного дерева целей, поэтому его
целеообразно фор-
мировать для конкретной ситуации.
Исходя из вышесказанного, в качестве объекта
проектирования
принята наиболее сложная и наименее проработанная группа
устройств
- сверхвысоковакуумная цельнометаллическая ВКА. Анализ
патентных
источников класса , отражающих случаи конкретного
проектирова-
ния ВКА, позволил выделить основные компоненты
множества : -
"уменьшить (понизить)"; - "увеличить
(повысить)"; - "обеспе-
чить (расширить)"; - "исключить".
Выберем цель проектирования: -
"уменьшить потребляемую
- 68 -
мощность" и на основе анализа таблиц связей
параметров свойств
(таблицы 2.3 - 2.7) построим дерево целей,
представленное на рис.
2.8, где - свойства ВКА в целом; , = 1,6 -
свойства соот-
ветствующих ФМ ВКА; , = 1,5 - структуры ФМ ВКА.
Построенное дерево целей позволяет выявить
существенные от-
носительно поставленной цели параметры, являющиеся ее
подцеля-
ми: . При этом путь на дереве до
выбранной подцели
условно можно считать задачей проектирования.
Реализация подцелей приводит к возникновению
вспомогательных
функций . Причем вспомогательных функций может быть
несколько,
выполняемых совместно или в определенной
последовательности. Цель
может порождать и несколько альтернативных
вспомогательных функ-
ций, каждая из которых, в свою очередь, может быть
исполнена раз-
личными способами действий. Проанализируем одну из
подцелей рис.
2.8: "уменьшить предел текучести материала
уплотнителя". Данная
цель может принципиально быть реализована двумя
путями: заменой
материала или поиском уменьшения имеющегося материала.
Рассмот-
рим второй путь. Изучив физическую природу текучести,
можно выде-
лить причины, от которых она зависит: температура
материала, нали-
чие дислокаций в материале и оксидной пленки на его
поверхности,
определяющие соответственные вспомогательные функции:
- "нагре-
вать уплотнительную пару", - "перемещать
дислокации в материале
уплотнителя", - "удалить оксидную пленку с
поверхности уплот-
нителя".
Реализация функций может осуществляться
традиционными путями
либо с использованием известных физико-технических
эффектов.
Появление вспомогательных функций, которым могут
быть постав-
лены в соответствие определенные ФМ, приводит к
изменениям в
структуре ВКА, например, появлению ФМ -
нагреватель -
( ). Таким образом, отношения между подцелью и
головной
- 70 -
целью рождают множество функций, способствующих ее
реализации, и
позволяя сформировать уточненную , являются основой
получения
требуемого проектного решения в виде структуры ВКА,
удовлетворяю-
щей ТЗ.
2.5. Уравнение функционирования и критерии
оптимальности
ВКА.
2.5.1. Уравнение функционирования.
Важным аспектом системного описания процесса
проектирования
ВКА является уравнение ее функционирования (компонент
выраже-
ния (2.2)), связывающее входные и выходные параметры
действий (фа-
зовые переменные) и внутренние параметры ВКА.
В связи с тем, что ВКА принадлежит классу
механических
систем, для вывода уравнения функционирования
использовано уравне-
ние Лагранжа 2 рода [122]:
(2.17)
где - кинетическая энергия системы; - число
обобщенных ко-
ординат (совпадает с числом степеней свободы); -
обобщенные
координаты; - обобщенные силы.
Данное выражение, преобразованное для ВКА с
электромехани-
ческим приводом [123, 124] в общем случае имеет вид:
(2.18)
где - угол поворота вала электродвигателя;
- функция
положения ВКА; , - коэффициенты полезного действия
механизма
перемещения и герметизации уплотнительного диска и
редуктора (ме-
ханизма преобразования движения); - масса
уплотнительного
- 71 -
диска; - передаточное отношение редуктора; -
приведенный к
валу электродвигателя момент инерции ВКА; -
движущий момент
электродвигателя; - приведенный к валу двигателя
момент соп-
ротивления ВКА.
Уравнение (2.18) является уравнением движения ВКА и
представ-
ляет собой компонентное нелинейное дифференциальное
уравнение вто-
рого порядка, которое было решено на ЭВМ. Здесь - фазовые
перемен-
ные , , ; внутренние параметры , , . При
этом ре-
шение данного уравнения позволяет найти зависимость
такого функци-
онального параметра ВКА как время срабатывания от
параметров ФМ
ВКА ( , , , , ), т.е. уравнение (2.18)
связывает между
собой параметры свойств верхнего и нижнего
иерархических уровней
ВКА, что позволяет считать его своего рода уравнением
проектирова-
ния.
2.5.2. Критерии оптимальности ВКА.
Предлагаются следующие критерии качества ВКА,
характеризующие
оптимальность ВКА и ее структурных составляющих
(компонент в выра-
жении (2.2)).
С учетом того, что ВКА в целом и ее ФМ
характеризуются боль-
шим числом параметрически описанных локальных критериев,
в качест-
ве количественной оценки оптимальности ВКА (или ФМ)
принята функ-
ция ее евклидова расстояния до гипотетической идеальной
модели в
пространстве взвешенных локальных критериев [125].
(2.19)
где - коэффициент весомости -го параметра
качества; - нор-
мированное значение критерия рассматриваемого -го
варианта
конструкции; - нормированное значение критерия
идеальной
- 72 -
конструкции.
Нормирование локальных критериев качества с целью
перевода их
в безразмерные величины одного масштаба, проводится с
учетом допу-
щения, что характер распределения вариационного ряда
значений лю-
бого параметра ВКА близок к равномерному распределению.
В связи с
этим:
(2.20)
где - значение -го критерия рассматриваемого
варианта
конструкций, - среднее значение -го критерия; -
его сред-
неквадратичное отклонение на множестве вариантов.
Формирование коэффициентов весомости параметров
проводится с
использованием экспертного метода парных сравнений
[126]. В ка-
честве идеальной модели может быть выбрана
гипотетическая
конструкция, имеющая либо лучшие значения параметров из
числа су-
ществующих, либо теоретически предельно достижимые
значения пара-
метров.
Лучшей будет конструкция с меньшим критерием .
Для оценки ВКА с позиций кинематических свойств ее
механизмов
предлагается интегральный критерий качества ,
минимизация кото-
рого при оптимизации механизмов ВКА дает наилучшее приближение
к
их теоретической функции положения и ведет к улучшению
таких дина-
мических характеристик, как перегрузки и скорость
приложения уси-
лия в уплотнительной паре, коэффициент полезного
действия, время
срабатывания, мощность привода [127].
Для ВКА с механизмами совмещенной структуры:
(2.21)
где - функция положения механизма ВКА; - угол
поворота или
ход ведущего звена ВКА.
Для ВКА с механизмами переменной структуры:
- 73 -
(2.22)
где , , , - соответственно: функции
положения ме-
ханизма ВКА и углы поворота или ход при открывании
(перекрывании)
и герметизации проходного отверстия.
Критерий дает количественную оценку качества
воспроизведе-
ния закона движения, характерного для механизмов ВКА, и
пригоден
как для оптимизации конкретного механизма на этапе его
конструк-
тивной проработки, так и для оценки различных
кинематических схем
на этапе структурного синтеза.
Исследование уравнения функционирования и вывод
критериев оп-
тимальности ВКА подробно рассмотрены в главе 3.
Выводы.
1. На основе системного подхода к анализу ВКА с
позиций реша-
емых задач разработаны инвариантные относительно
введенных уровней
членения системная модель ВКА как объекта
конструирования и
системная модель процесса проектирования ВКА,
являющиеся основой
создания методики функционально-схемотехнического
проектирования
ВКА. Сформулированы основные понятия, предложены правила
раскрытия
системных характеристик ВКА и произведена их
конкретизация.
2. Сформировано множество базовых функций ВКА и
отмечена не-
обходимость функционального анализа для эволюции ВКА.
Рассмотрена
взаимосвязь функции и структуры ВКА, определено множество
структур
ВКА, необходимое и достаточное для отображения процесса
функцио-
нального и схемотехнического проектирования.
3. Исследованы взаимосвязи ВКА и ее структурных
составляющих
|