Студентам > Дипломные работы > Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры
Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратурыСтраница: 3/12
- 20 -
следствие, подобные устройства имеют повышенное
натекание и малый
ресурс работы. К недостаткам конструкций,
представленных на рис.
1.5 г, д, можно отнести использование механизма
непосредственного
действия [51], приводящего к повышенным массо-габаритным
характе-
ристикам автоматического привода.
Для приближенной обобщенной оценки качества
конструкций ВКА,
исходя из ее основного назначения, сформулированного во
введении,
предлагается использовать условный показатель,
определяемый отно-
шением проводимости ВКА к диаметру перекрываемого
отверстия, изме-
нение значения которого для некоторых серийно
выпускаемых типов
устройств приведено на рис. 1.7. Большее значение
данного показа-
теля определяет лучшую конструкцию.
Подобный показатель позволяет провести сравнение
конструкций
как в рамках одного типа устройств, так и сравнение
устройств раз-
личных типов, а также оценить конструкции с
нестандартными значе-
ниями диаметров перекрываемых отверстий. В частности
можно отме-
тить большую эффективность, по сравнению с угловыми
конструкциями,
конструкций с соосным расположением проходных отверстий
(см. рис.
1.3 - 1.5), а среди последних - лучшие показатели
плоских уст-
ройств (рис. 1.5, а). Обращает на себя внимание и
трудность опти-
мизации конструктивных решений ВКА с малыми диаметрами
условных
проходов (Ду).
Изложенное позволяет сделать вывод о влиянии цели
проектиро-
вания ВКА на ее рабочие функции и, как следствие, на
структуру
устройства. При этом можно выделить следующие основные
структурные
составляющие ВКА: привод, уплотнительная пара, корпус,
ввод движе-
ния в вакуум и механизмы. С позиций решаемых задач
целесообразно
рассмотреть влияние указанных структурных элементов на
показатели
качества ВКА.
Существенно влияет на показатели качества ВКА
используемый
- 22 -
тип уплотнительной пары [51, 67].
В настоящее время в различных отраслях
промышленности широко
применяется ВКА с резиновым уплотнением (рис. 1.6, д,
е). Однако,
имея в десятки раз больший ресурс работы (20000 - 100000
циклов) и
в 10 - 20 раз меньшие усилия герметизации [55] по
сравнению с
цельнометаллическими конструкциями, такая ВКА обладает
рядом не-
достатков, ограничивающих область ее использования и
заключающихся
в невысоких температурных пределах прогрева, в
значительной вели-
чине скорости газовыделения, относительно высокой
газопроницае-
мости и влиянии на масс-спектрометрический состав
вакуумной среды
[7]. Лучшие марки вакуумных резин, применяемые в клапанах
и затво-
рах допускают прогрев только до 470 К, при этом величина
скорости
газовыделения лежит в пределах 3.10 - 7.10 л Па/см
с, а вели-
чина газопроницаемости по азоту для этих марок при 1.10
Па и 300 К
составляет 2.10 - 4.10 см см/см с [68, 69].
Широкое использование ВКА с эластомерными
уплотнителями во
многом вызвано отсутствием альтернативы, т.к. основные
технические
характеристики выпускаемых отечественной промышленностью
устройств
с металлическими уплотнителями (рис. 1.6, а - г) заметно
уступают
лучшим зарубежным образцам, особенно это касается
прямопролетных
конструкций [59], что наряду с отмеченными в п. 1.1
факторами оп-
ределяет актуальность создания цельнометаллических
устройств.
Разработка цельнометаллической ВКА требует
пересмотра подхода
к проектированию ВКА в связи с большими удельными
усилиями герме-
тизации (до 200 н/мм, [67, 70]), и необходимостью учета
дополни-
тельных факторов, не рассматриваемых при проектировании
конструк-
ций с резиновым уплотнением (например, обеспечения
высокоточного
взаиморасположения деталей уплотнительной пары в момент
герметиза-
ции, влияния частиц износа на работоспособность
уплотнителя и др.
[34, 51, 67]. Перечисленные факторы определяют
технологические
- 23 -
трудности реализации конструкторских решений и высокую
стоимость
цельнометаллической ВКА.
В значительной степени влияет на основные
характеристики
функционирования коммутационных устройств ее привод [71].
Преобла-
дающие типы приводов, используемых в ВКА, отражены на
рис. 1.3,
1.4. Кратко можно отметить, что использование ручного
привода иск-
лючает возможность автоматизации управления ВКА;
электропневмати-
ческий привод требует наличия энергоносителя и
дополнительных уст-
ройств управления; электромеханический привод громоздок и
инерцио-
нен; использование электромагнитного привода требует
специальных
источников питания и сопровождается сильными
динамическими удара-
ми, снижающими ресурс работы уплотнителя и создающими
помехи в ра-
боте оборудования.
Свои особенности, связанные с надежностью,
площадью поверх-
ности, обращенной в вакуум, видом и характеристиками
передаваемого
движения и т.п., имеют и вводы движения в вакуум [53, 55,
72, 73],
передавая свои достоинства и недостатки ВКА.
В большой степени разнообразие ВКА и ее выходные
характе-
ристики обусловлены применением в конструкциях различных
механиз-
мов, выполняющих следующие функции: преобразование вида
движения
ведущего звена и вида перемещения уплотнительного
органа; измене-
ние направления движения исполнительного органа;
осуществление пе-
редаточных функций [74]. В ВКА различают механизмы
исполнительных
органов и механизмы уплотнительных органов [51].
Исполнительный
орган состоит из ведущего звена и механизма перемещения.
На рис.
1.8 показаны некоторые кинематические схемы
исполнительных орга-
нов, которые могут располагаться как в вакуумной
полости уст-
ройства, так и вне ее [54]. Механизмы исполнительного
органа ВКА
бывают непосредственного действия (рис. 1.8, а, б [51]);
винтовые
(рис. 1.8, в [53]), кулачковые (рис. 1.8 г [54]);
кулисные (рис.
- 25 -
1.8, д, з [58]), рычажные (рис. 1.8, е [61]),
кривошипно-ползунные
(рис. 1.8 ж, з [56]) и комбинированные (например,
рычажноползун-
ные, рис. 1.8, и - м [63]). Основными функциями
уплотнительного
органа, состоящего из механизма герметизации и
уплотнительного
диска, является преобразование направления и вида
движения выход-
ного звена механизма перемещения и уменьшение усилий или
крутящих
моментов на ведущем звене устройства. Особенностью
уплотнительных
механизмов является их расположение в большинстве
случаев в ваку-
умной полости.
На рис. 1.9 представлены некоторые кинематические
схемы уп-
лотнительных органов. К ним относятся кулачковые (рис.
1.9, б, ж
[54]), ползунные (рис. 1.9, в [51]); клиновые (рис. 1.9,
г [75]),
винтовые (рис. 1.9, д [56]) механизмы.
Анализ проведенных работ выявил отсутствие
исследований
свойств механизмов ВКА с учетом специфики их
функционирования, что
объясняет многообразие встречающихся механизмов, но
затрудняет
обоснованный выбор структурных схем при создании новых
конструкций
ВКА. При этом наиболее жесткие требования к механизмам
ВКА предъ-
являет сверхвысоковакуумное оборудование [51, 74], т.к.
необходи-
мость сохранения определенного состава остаточной
газовой среды,
высокие температуры прогрева, повышенный износ и
коэффициент тре-
ния в вакууме требуют минимума сопряженных пар трения и
малых кон-
тактных усилий, в то же время исключая возможность
применения
смазки [50].
Частично устраняют конструктивные трудности,
связанные с не-
обходимостью обеспечения значительных усилий устройства,
использу-
ющие для герметизации: тепловое расширение материалов
[67] и пере-
вод металлического уплотнителя в жидкую фазу [76], однако
подобные
устройства обладают очень большой инерционностью.
Особенности кинематики и динамики механизмов ВКА
наглядно ха-
- 27 -
рактеризует упрощенная зависимость движущих моментов
(или сил
) от угла поворота (или перемещения )
уплотнительного
диска, представленная на рис. 1.10 и показывающая, что
ВКА имеет
две четко выраженные стадии работы с несоизмеримыми по
величине
усилиями и перемещениями: I - стадия открывания или
перекрывания
проходного отверстия, где необходимо создание малых
усилий на зна-
чительном перемещении уплотнительного диска,
определяемом величи-
ной диаметра проходного отверстия (для устройств
плоского типа)
или высотой подъема уплотнительного диска (для прочих
устройств);
II - стадия герметизации проходного отверстия, в которой
развива-
ются значительные усилия на небольших перемещениях,
определяемых,
в основном, величиной деформации элементов
уплотнительной пары.
При этом, в зависимости от Ду ВКА: = (15 -
200)/1, где
- перемещение (угол поворота) уплотнительного диска
при откры-
вании или закрывании проходного отверстия; ( ) -
перемещение
(угол поворота) уплотнительного диска при герметизации
проходного
отверстия; = (1000 - 2000)/1 - для ВКА с
металлическими уп-
лотнителями; = (80 - 250)/1 - для ВКА с
эластомерными уп-
лотнителями, где - усилие герметизации
уплотнительной пары,
- усилие перемещения уплотнительного диска при
перекрывании
проходного отверстия.
Следует отметить, что существующие описания
конструкций ВКА
(в основном параметрические) ориентированы на конкретные
типы уст-
ройств и их крайне трудно или невозможно применить для
разработки
ВКА других типов. Усугубляет ситуацию конструирования ВКА
противо-
речивость отдельных требований. Так установленная
существенная за-
висимость ресурса уплотнительной пары от скорости
приложения к ней
усилия и перегрузок [70] и связанная с этим необходимость
уменьше-
ния движущих моментов на ведущем звене устройства и
скорости пере-
мещения уплотнительного диска, противоречит требованию
высокого
- 28 -
быстродействия.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ни
одна из су-
ществующих конструкций ВКА не удовлетворяет полному
набору совре-
менных требований, обладая теми или иными недостатками.
1.3. Структурно-конструктивная классификация ВКА.
Проведенный анализ литературных источников
достаточно полно
характеризует ситуацию, сложившуюся в области
проектирования ВКА:
отсутствует обоснованный анализ применяемых
кинематических схем
ВКА, а также рекомендации и данные по их расчету и
конструирова-
нию, поэтому использование той или иной схемы носит
эмпирический
характер. Отсутствует единый подход к определению
классификацион-
ных признаков ВКА и, как результат, не разработана ее
детальная
классификация. Существуют различия и в трактовании
терминов. Нап-
|