_WELCOMETO Radioland

Главная Схемы Документация Студентам Программы Поиск Top50  
Поиск по сайту



Навигация
Главная
Схемы
Автоэлектроника
Акустика
Аудио
Измерения
Компьютеры
Питание
Прог. устройства
Радио
Радиошпионаж
Телевидение
Телефония
Цифр. электроника
Другие
Добавить
Документация
Микросхемы
Транзисторы
Прочее
Файлы
Утилиты
Радиолюб. расчеты
Программирование
Другое
Студентам
Рефераты
Курсовые
Дипломы
Информация
Поиск по сайту
Самое популярное
Карта сайта
Обратная связь

Студентам


Студентам > Дипломные работы > Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры

Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры

Страница: 5/12

ра,  в которой оказывается конструктор при создании новых ТР, наз-

 

                              - 36 -

вав ее морфологическим ящиком [94].  Техничекий объект  исследуют,

выделяя ряд характерных признаков              Затем для признаков

находят различные варианты исполнения,  реализующие эти  признаки.

Полученные данные оформляют в виде таблицы 1.1.

                                           Таблица 1.1

               "Морфологический ящик" Цвикки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Столбцы в таблице соответствуют необходимым признакам     , а

отдельная позиция в столбце - варианту его функциональной реализа-

ции    . Свободу выбора при конструировании Ф. Цвикки трактует как

возможность работать с альтернативами, т.е. выбирать одни варианты

выполнения  блоков  и  отвергать другие.  Выделяя в каждом столбце

таблицы альтернативу и соединяя их отрезками линий,  получают мно-

гозвенную  линию                 ,  которая символизирует описание

признаков некоторой конструкции.  Выбор предпочтительной конструк-

ции  инженер  делает  интуитивно,  по очереди перебирая комбинации

альтернатив.

     Другой формой  морфологического анализа и синтеза ТР является

комбинирование признаков, характеризующих различные системы (орга-

низующие понятия).  В этом случае, при комбинировании двух органи-

 

                              - 37 -

зующих понятий,  рекомендуется табличная форма, в столбцах которой

записаны признаки одного организаующего понятия, а в строках приз-

наки другого организующего понятия.  В каждой клетке таблицы нахо-

дится  рабочий  принцип из комбинации двух элементов решения.  При

комбинировании более чем двух организующих понятий пользуются мат-

ричной формой записи [95].

     Таким образом, метод морфологического анализа и синтеза [85,

96 -  99] состоит в изучении всех возможных комбинаций параметров,

форм,  отдельных элементов для решения поставленной задачи. Значе-

ния параметров,  типы форм и элементов образуют таблицу (матрицу).

Различные сочетания перечисленных характеристик рождают  альтерна-

тивные идеи или рекомендуемые решения задачи. Морфологический ана-

лиз применяется для решения задач  поиска  рациональных  структур,

схем и компоновок.  При возможности синтеза большого множества но-

вых ТР в этом методе практически не решена проблема выбора наилуч-

шего решения из числа синтезируемых.

     В последнее время на основе идеи Цвикки  предложена  комбина-

торная концепция работы с альтернативами, на основе которой разра-

ботаны новые системно-морфологические алгоритмы оптимизации и  об-

щая логическая схема принятия решений при конструировании [85].  В

работе вводится понятие комбинаты,  являющейся сопряженной к поня-

тию альтернативы, отражающей все локальные, исключающие друг друга

варианты взаимной подмены блоков при  конструировании.  Не  всякая

комбинация  при замене одного функционального блока другим (из од-

ной и той же альтернативной серии, описывающей данный признак    )

правомерна. Фиксацию этого факта отражает комбината, т.е. совокуп-

ность всех мыслимых альтернатив формально порождает множество ком-

бинаций,  а отношение комбинаторности ограничивает это множество и

показывает,  что на самом деле невозможно,  а что  необходимо  еще

исследовать.  Иерархическая списковая структура,  в которой учтены

 

                              - 38 -

все альтернативы и комбинаты признаков строения, составляет комби-

наторный  файл семейства технических систем,  который представляет

не что иное,  как многоуровневую композицию вложенных друг в друга

морфологических ящиков [96].

     Таким образом,  анализ методов поискового конструирования по-

казывает,  что большинство из них представляет собой комбинацию из

нескольких известных методов или же являются производными  какого-

либо метода, но более эффективными. Наиболее простым и формализуе-

мым методом,  позволяющим генерировать большое множество вариантов

ТР, является метод морфологического анализа и синтеза, но в нем не

формализована процедура выбора наилучшего решения.  Представляется

целесообразным  развитие этого метода для структурного синтеза ВКА

путем добавления процедур структурной оптимизации [100].

     Вместе с тем,  изучение вопросов,  связанных с автоматизацией

проектно-конструкторской деятельности  и,  в  частости,  созданием

САПР,  показало  подробную  проработку методических основ создания

САПР, типовых структур подсистем САПР, правил построения и органи-

зации различных видов обеспечений САПР (математического, программ-

ного, информационного) и других теоретических аспектов автоматизи-

рованного  проектирования [101 - 105].  Большое внимание уделено и

аппаратным средствам САПР [104,  106].  Однако  проблемы  создания

конкретных прикладных САПР достаточно полно решены лишь в областях

электротехники и радиоэлектроники [107 -  109].  В  разработке  же

САПР  машиностроительных  объектов,  к  которым  относится  и ВКА,

основной упор делается на автоматизацию отдельных процедур,  авто-

матизированное  проектирование отдельных элементов,  автоматизацию

технологической подготовки производства и  изготовление  конструк-

торской  документации  [110 - 113].  При этом отмечается сложность

выработки единого универсального принципа  конструирования  техни-

ческих  объектов машиностроения,  основанного во многом на трудно-

 

                              - 39 -

формализуемом творческом подходе [102, 114] и неизбежность, в свя-

зи с этим, модификации типовых структур их САПР.

     Принципиальная возможность решения задачи автоматизации  про-

ектирования конкретного класса ТО делает актуальной разработку ме-

тодических основ создания САПР ВКА,  формализацию типовых процедур

ее конструирования и построение интегральных и локальных критериев

оценки конструкции на различных этапах проектирования ВКА.

 

     Выводы.

 

     На основании изучения материалов,  отражающих состояние работ

по созданию ВКА, с учетом требований, предъявляемых вакуумным тех-

нологическим и научным оборудованием,  и необходимости автоматиза-

ции процесса проектирования ВКА, можно сделать следующие выводы:

     1. Проанализированы характерные режимы эксплуатации ВКА,  оп-

ределены  условия ее применения в различных группах оборудования и

сформулированы основные требования  к  показателям  качества  ВКА.

Установлено,  что в ряде случаев ВКА регламентирует производитель-

ность и надежность ВТО.

     2. Проведен анализ существующих конструкций ВКА, показана от-

носительная стабильность структуры и выделены основные ФМ ВКА. От-

мечено  влияние различных вариантов ФМ на показатели качества ВКА.

Предложен обобщенный показатель,  позволяющий производить  прибли-

женную  оценку  эффективности конструкций ВКА,  показавший преиму-

щество устройств плоского типа. Установлено отсутствие конструкций

ВКА,  полностью  удовлетворяющих разнообразным диапазонам требова-

ний,  предъявляемых ВТО, в частности отмечено отсутствие цельноме-

таллических  плоских устройств,  серийно выпускаемых отечественной

промышленностью, а также заметное отставание имеющейся ВКА по ряду

показателей качества от зарубежных образцов.

 

                              - 40 -

     3. Проведен анализ кинематических и динамических особенностей

работы  ВКА,  подтвердивший практическое отсутствие исследований в

области анализа и синтеза ее механизмов. Показано, что в настоящее

время не определены кинематические и динамические критерии, позво-

ляющие осуществить выбор рациональной кинематической схемы ВКА.

     4. Предложена  обобщенная  классификация ВКА,  построенная на

основании модульно-иерархического подхода к  анализу  существующих

конструкций ВКА, включающая ее разбиение по признакам используемых

механизмов и дополняющая известные  классификации.  Отмечено,  что

для  проведения функционального и схемотехнического проектирования

ВКА ее иерархия может быть представлена двухуровневым деревом, где

первый уровень - ВКА в целом,  второй уровень - множество ФМ, вхо-

дящих в структуру ВКА.

     5. Показана возможность формирования структуры ВКА выбором из

множества вариантов составляющих ее элементов,  что позволяет счи-

тать  применимыми  для схемотехнического проектирования ВКА методы

поискового конструирования.

     6. Анализ  методов  поискового  конструирования  показал  це-

лесообразность использования  метода  морфологического  анализа  и

синтеза,  позволяющего формализовать процесс проектирования ВКА на

этапе синтеза ее структурных схем.  Отмечены перспективные возмож-

ности  данного  метода  для  синтеза новых технических решений при

условии включения процедур выбора и структурной оптимизации.

     7. Обоснована необходимость автоматизации проектирования ВКА.

Показана  сложность  автоматизации  конструкторской  деятельности,

особенно при разработке машиностроительных объектов. Обзор сущест-

вующих  систем   автоматизированного   проектирования   подтвердил

отсутствие разработок по автоматизации схемотехнического и функци-

онального проектирования объектов класса ВКА.

.

                              - 41 -

     2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВАКУУМНОЙ КОММУТАЦИОННОЙ АППАРАТУРЫ

 

     2.1. Системная модель ВКА при  функциональном  и  схемотехни-

          ческом проектировании.

 

     Анализ существующих  конструкций ВКА,  проведенный в главе 1,

показал,  что ВКА является сложной технической  системой  и  имеет

многоуровневую  иерархическую структуру [115].  По функциональному

признаку можно выделить следующие уровни ее членения:  ВКА как це-

лое, ФМ ВКА, функциональные единицы ФМ, детали ВКА, функциональные

элементы деталей,  поверхности функциональных элементов.  Как было

отмечено ранее,  для решения задач функционально-схемотехнического

проектирования ВКА, относящегося к начальным стадиям конструирова-

ния ТО (до детальной проработки) и формирующего на 70 - 80%  облик

будущего изделия [88],  достаточно рассматривать ВКА в виде двуху-

ровневой системы.

     Структурирование и формализация описания ВКА  и  этапов  про-

цесса ее функционального и схемотехнического проектирования выдви-

гает в качестве основной задачи установление логических и функцио-

нальных зависимостей между модулями ВКА, их параметрами и требова-

ниями и условиями внешней среды.