Студентам > Дипломные работы > Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратуры
Схемотехническое и функциональное проектирование вакуумной коммутационной апаратурыСтраница: 5/12
ра, в которой оказывается конструктор при создании новых
ТР, наз-
- 36 -
вав ее морфологическим ящиком [94]. Техничекий объект
исследуют,
выделяя ряд характерных признаков Затем для
признаков
находят различные варианты исполнения, реализующие эти
признаки.
Полученные данные оформляют в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1
"Морфологический ящик" Цвикки.
Столбцы в таблице соответствуют необходимым
признакам , а
отдельная позиция в столбце - варианту его функциональной
реализа-
ции . Свободу выбора при конструировании Ф. Цвикки
трактует как
возможность работать с альтернативами, т.е. выбирать одни
варианты
выполнения блоков и отвергать другие. Выделяя в
каждом столбце
таблицы альтернативу и соединяя их отрезками линий,
получают мно-
гозвенную линию , которая символизирует
описание
признаков некоторой конструкции. Выбор предпочтительной
конструк-
ции инженер делает интуитивно, по очереди перебирая
комбинации
альтернатив.
Другой формой морфологического анализа и синтеза ТР
является
комбинирование признаков, характеризующих различные
системы (орга-
низующие понятия). В этом случае, при комбинировании
двух органи-
- 37 -
зующих понятий, рекомендуется табличная форма, в столбцах
которой
записаны признаки одного организаующего понятия, а в
строках приз-
наки другого организующего понятия. В каждой клетке
таблицы нахо-
дится рабочий принцип из комбинации двух элементов
решения. При
комбинировании более чем двух организующих понятий
пользуются мат-
ричной формой записи [95].
Таким образом, метод морфологического анализа и
синтеза [85,
96 - 99] состоит в изучении всех возможных комбинаций
параметров,
форм, отдельных элементов для решения поставленной
задачи. Значе-
ния параметров, типы форм и элементов образуют таблицу
(матрицу).
Различные сочетания перечисленных характеристик рождают
альтерна-
тивные идеи или рекомендуемые решения задачи.
Морфологический ана-
лиз применяется для решения задач поиска рациональных
структур,
схем и компоновок. При возможности синтеза большого
множества но-
вых ТР в этом методе практически не решена проблема
выбора наилуч-
шего решения из числа синтезируемых.
В последнее время на основе идеи Цвикки предложена
комбина-
торная концепция работы с альтернативами, на основе
которой разра-
ботаны новые системно-морфологические алгоритмы
оптимизации и об-
щая логическая схема принятия решений при конструировании
[85]. В
работе вводится понятие комбинаты, являющейся сопряженной
к поня-
тию альтернативы, отражающей все локальные, исключающие
друг друга
варианты взаимной подмены блоков при конструировании.
Не всякая
комбинация при замене одного функционального блока
другим (из од-
ной и той же альтернативной серии, описывающей данный
признак )
правомерна. Фиксацию этого факта отражает комбината, т.е.
совокуп-
ность всех мыслимых альтернатив формально порождает
множество ком-
бинаций, а отношение комбинаторности ограничивает это
множество и
показывает, что на самом деле невозможно, а что
необходимо еще
исследовать. Иерархическая списковая структура, в
которой учтены
- 38 -
все альтернативы и комбинаты признаков строения,
составляет комби-
наторный файл семейства технических систем, который
представляет
не что иное, как многоуровневую композицию вложенных
друг в друга
морфологических ящиков [96].
Таким образом, анализ методов поискового
конструирования по-
казывает, что большинство из них представляет собой
комбинацию из
нескольких известных методов или же являются
производными какого-
либо метода, но более эффективными. Наиболее простым и
формализуе-
мым методом, позволяющим генерировать большое множество
вариантов
ТР, является метод морфологического анализа и синтеза, но
в нем не
формализована процедура выбора наилучшего решения.
Представляется
целесообразным развитие этого метода для структурного
синтеза ВКА
путем добавления процедур структурной оптимизации [100].
Вместе с тем, изучение вопросов, связанных с
автоматизацией
проектно-конструкторской деятельности и, в частости,
созданием
САПР, показало подробную проработку методических основ
создания
САПР, типовых структур подсистем САПР, правил построения
и органи-
зации различных видов обеспечений САПР (математического,
программ-
ного, информационного) и других теоретических аспектов
автоматизи-
рованного проектирования [101 - 105]. Большое внимание
уделено и
аппаратным средствам САПР [104, 106]. Однако проблемы
создания
конкретных прикладных САПР достаточно полно решены лишь в
областях
электротехники и радиоэлектроники [107 - 109]. В
разработке же
САПР машиностроительных объектов, к которым
относится и ВКА,
основной упор делается на автоматизацию отдельных
процедур, авто-
матизированное проектирование отдельных элементов,
автоматизацию
технологической подготовки производства и изготовление
конструк-
торской документации [110 - 113]. При этом отмечается
сложность
выработки единого универсального принципа
конструирования техни-
ческих объектов машиностроения, основанного во многом
на трудно-
- 39 -
формализуемом творческом подходе [102, 114] и
неизбежность, в свя-
зи с этим, модификации типовых структур их САПР.
Принципиальная возможность решения задачи
автоматизации про-
ектирования конкретного класса ТО делает актуальной
разработку ме-
тодических основ создания САПР ВКА, формализацию типовых
процедур
ее конструирования и построение интегральных и локальных
критериев
оценки конструкции на различных этапах проектирования
ВКА.
Выводы.
На основании изучения материалов, отражающих
состояние работ
по созданию ВКА, с учетом требований, предъявляемых
вакуумным тех-
нологическим и научным оборудованием, и необходимости
автоматиза-
ции процесса проектирования ВКА, можно сделать следующие
выводы:
1. Проанализированы характерные режимы эксплуатации
ВКА, оп-
ределены условия ее применения в различных группах
оборудования и
сформулированы основные требования к показателям
качества ВКА.
Установлено, что в ряде случаев ВКА регламентирует
производитель-
ность и надежность ВТО.
2. Проведен анализ существующих конструкций ВКА,
показана от-
носительная стабильность структуры и выделены основные ФМ
ВКА. От-
мечено влияние различных вариантов ФМ на показатели
качества ВКА.
Предложен обобщенный показатель, позволяющий
производить прибли-
женную оценку эффективности конструкций ВКА,
показавший преиму-
щество устройств плоского типа. Установлено отсутствие
конструкций
ВКА, полностью удовлетворяющих разнообразным диапазонам
требова-
ний, предъявляемых ВТО, в частности отмечено отсутствие
цельноме-
таллических плоских устройств, серийно выпускаемых
отечественной
промышленностью, а также заметное отставание имеющейся
ВКА по ряду
показателей качества от зарубежных образцов.
- 40 -
3. Проведен анализ кинематических и динамических
особенностей
работы ВКА, подтвердивший практическое отсутствие
исследований в
области анализа и синтеза ее механизмов. Показано, что в
настоящее
время не определены кинематические и динамические
критерии, позво-
ляющие осуществить выбор рациональной кинематической
схемы ВКА.
4. Предложена обобщенная классификация ВКА,
построенная на
основании модульно-иерархического подхода к анализу
существующих
конструкций ВКА, включающая ее разбиение по признакам
используемых
механизмов и дополняющая известные классификации.
Отмечено, что
для проведения функционального и схемотехнического
проектирования
ВКА ее иерархия может быть представлена двухуровневым
деревом, где
первый уровень - ВКА в целом, второй уровень - множество
ФМ, вхо-
дящих в структуру ВКА.
5. Показана возможность формирования структуры ВКА
выбором из
множества вариантов составляющих ее элементов, что
позволяет счи-
тать применимыми для схемотехнического проектирования
ВКА методы
поискового конструирования.
6. Анализ методов поискового конструирования показал
це-
лесообразность использования метода морфологического
анализа и
синтеза, позволяющего формализовать процесс
проектирования ВКА на
этапе синтеза ее структурных схем. Отмечены
перспективные возмож-
ности данного метода для синтеза новых технических
решений при
условии включения процедур выбора и структурной
оптимизации.
7. Обоснована необходимость автоматизации
проектирования ВКА.
Показана сложность автоматизации конструкторской
деятельности,
особенно при разработке машиностроительных объектов.
Обзор сущест-
вующих систем автоматизированного проектирования
подтвердил
отсутствие разработок по автоматизации схемотехнического
и функци-
онального проектирования объектов класса ВКА.
.
- 41 -
2. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ВАКУУМНОЙ КОММУТАЦИОННОЙ
АППАРАТУРЫ
2.1. Системная модель ВКА при функциональном и
схемотехни-
ческом проектировании.
Анализ существующих конструкций ВКА, проведенный в
главе 1,
показал, что ВКА является сложной технической системой
и имеет
многоуровневую иерархическую структуру [115]. По
функциональному
признаку можно выделить следующие уровни ее членения:
ВКА как це-
лое, ФМ ВКА, функциональные единицы ФМ, детали ВКА,
функциональные
элементы деталей, поверхности функциональных элементов.
Как было
отмечено ранее, для решения задач
функционально-схемотехнического
проектирования ВКА, относящегося к начальным стадиям
конструирова-
ния ТО (до детальной проработки) и формирующего на 70 -
80% облик
будущего изделия [88], достаточно рассматривать ВКА в
виде двуху-
ровневой системы.
Структурирование и формализация описания ВКА и
этапов про-
цесса ее функционального и схемотехнического
проектирования выдви-
гает в качестве основной задачи установление логических и
функцио-
нальных зависимостей между модулями ВКА, их параметрами и
требова-
ниями и условиями внешней среды.
|